Влияние родителей на отношения детей. Влияние родителей на детей. Виды консультативнойпсихологическойпомощи семье

Семья имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Не случайно у детей, живущих в детских домах и других учреждениях интернатного типа, развитие нередко протекает иным путём, чем у тех, кто воспитывается в семье. Их умственное и социальное развитие порой запаздывает, а эмоциональное - затормаживается.

Семья имеет структуру, определённую социальными ролями её членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На их основе складываются межличностные отношения. Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Кроме заботы о детях, они распространяются и на формирование личности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье отца и матери, но и с согласованностью их воспитательных действий.

.

Но особенно - понимание того, как взрослые относятся к нему. Разногласия в методах воспитания и межличностных отношениях родителей не дают малышу возможности осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, да к тому же ребёнок слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Отсюда детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.

На развитие ребёнка влияют:

Наследственность - физиологическое и психологическое здоровье родителей, прародителей;

Семейная среда - состояние условий жизни: материальное положение, отношения между родителями, образ жизни и т.д.

Воспитание - психологический климат в семье, методы воспитания, психология отношений между членами семьи.

Характер эмоционального отношения родителей к ребёнку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность малыша.

Он не только объект воспитательных воздействий со стороны родителей, родственников, старших, но и субъект семейного микроколлектива, который также влияет на жизнь взрослых. Уже с момента рождения ребёнок развивается посредством:

Подражания родителям, родственникам, членам семьи;

Принятия требований родителей и старших;

Сравнения, в процессе которого познаёт себя (самопознание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;

Общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает своё «Я», формирует сознание, нравственные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;

Самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, самоконтроля, самоубеждения, самовнушения и т.д.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три - демократический, либеральный и авторитарный - и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выглядит следующим образом.

Демократические родители - инициативные, добрые дети.

Родители любят и понимают детей, часто хвалят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спокойно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.

Либеральные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не обращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.

Авторитарные родители - раздражительные, конфликтные дети.

Родители устанавливают жёсткий контроль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тревожны, а потому несчастны.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками, а наказывают в основном отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ему большую помощь. Однако некоторые мамы и папы могут тормозить, даже нарушать поведение своего сына или дочери, способствуя проявлению у него патологических черт личности. Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие типы воспитания:

Потворствующая гиперпротекция.

Ребёнок находится в центре внимания семьи, которая стремится максимально удовлетворить его потребности, оберегая от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает отрицательные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные хлопоты, не задумываясь о подготовке сына к реальной жизни за порогом родительского дома. Всё разрешается, всё прощается, нет никаких ограничений. Когда такой ребёнок поступает в школу, он не может наладить отношения с ровесниками, ему нелегко выполнять требования учителя, тяжело учиться. Нельзя приучать ребёнка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Пройдут годы, и такие люди, не получая вне семьи доброт, к которым привыкли, будут стремиться взять их любыми средствами, даже подлостью и силой, или ощутят себя неполноценными, обманутыми и несчастными.

Доминирующая гиперпротекция.

Родители отдают ребёнку много сил и внимания, но при этом практически избавляют его самостоятельности, вводя различные запреты и ограничения. Надо отметить, что ребёнок полноценно развивается только в той деятельности, которая вызывает у него интерес и которой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободы автоматически ведёт к ограничению ответственности. Ребёнок перестаёт ощущать себя активным участником семейных отношений, который несёт ответственность за то, чтобы каждому члену семьи было хорошо. Авторитаризм взрослых мешает развитию у него самостоятельности, формирует эгоистичные черты характера. Возможен и другой итог: тотальный контроль озлобляет ребёнка - взрослыми они начинают бунтовать против родительского влияния, могут пойти на полный разрыв с семьёй.

Гипопротекция.

Гипоопекой называется позиция невмешательства в дела ребёнка. В данном случае он предоставлен сам себе, родители практически не интересуются его делами и не контролируют. Взрослые временами оправдывают такое положение тем, что ребёнок должен расти независимым, раскованным. Но чаще всего их волнует не будущее сына или дочери, а собственный комфорт, они жалеют свои душевные силы. Детям, которые не получили должного внимания в семье, тяжело отличить хорошее от плохого. Имея много свободного времени, они редко тратят его на полезные занятия, зато рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, попадают в криминальные компании, проявляют порой труднообъяснимую жестокость к своим детям.

Жестокое отношение.

Среди специалистов нет единодушия в объяснении причин жёстких отношений родителей к детям. Существуют три основные модели насилия: психиатрическая, социологическая, ситуационная.

Приверженцы психиатрической модели считают, что жестокие родители - это больные люди, которым требуется лечение. Большинство из них в детстве также страдали от родительской жесткости.

Социологическая модель объясняет причины жестоких отношений родителей к детям теми нормами и ценностями, которые господствуют в обществе. Если насилие является обычным способом разрешения конфликтов, а физическое наказание считается эффективным методом воспитания, то существует большая вероятность осознанного использования подобных мер в отношениях к детям. Кроме того, причиной этого могут стать бедность и безработица, при которых взрослые своё раздражение сгоняют на слабых - своих детях.

Представители ситуационной модели считают, что основной причиной жестоких отношений к потомкам являются нарушения взаимоотношений в семье. Объектами жестокости становятся младшие по возрасту, а также дети с физическими и психическими недостатками.

Учёные выделяют несколько основных форм жестокого отношения к детям:

Отказ исполнить просьбу сына или дочери в открытой, даже враждебной форме;

Отказ ребёнку в ласке и любви, что выражается в излишней холодности, нежелании или невозможности удовлетворить его потребности в эмоциональной близости;

Неуважение, высмеивание, запугивание угрозой применить насилие.

Психологическая жестокость настолько распространена, что практически ни один человек не вырастает без того, чтобы не ощутить на себе каких-либо её проявлений. Но, к счастью, в большинстве случаев она не бывает настолько сильной и частой, чтобы нанести человеку непоправимый вред.

Однако жестокие отношения с детьми могут иметь следующие последствия: дети перестают доверять всему миру. Растущие в атмосфере зла и боли стремятся оградиться от общества, становятся агрессивными, испытывают трудности в коллективе, школе. Они замкнуты и неуверены в себе, поэтому не пользуются популярностью среди сверстников. В юношестве чаще всего сталкиваются с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, депрессия, суицид, криминальное поведение.

Повышенная моральная ответственность.

Данный стиль воспитания, с одной стороны, характеризуется высокими требованиями к ребёнку, с другой - пониженным вниманием к его потребностям. Родители чрезмерно озабочены будущим отпрыска, его школьными делами, социальным статусом и престижем. Взрослые обязаны думать о будущем сына или дочери, воспитывать у них самостоятельность и ответственность. Ошибка заключается в том, что это делается рано, в результате чего на слабые детские плечи давит чрезмерный груз.

Вспомните, как малыш учится ходить: сначала держась за обе руки взрослого, затем - за одну руку, и только после этого пробует идти самостоятельно. Этот закон - сначала только вместе со взрослым, а затем уже без его помощи - Л.С. Выготский охарактеризовал как «зону ближайшего развития». Сущность его в том, что только через сотрудничество, через общую совместную деятельность могут сформироваться необходимые человеческие качества - от простых навыков самообслуживания до высших моральных и интеллектуальных ценностей.

При повышенной моральной ответственности основные усилия родителей направлены на достижение ребёнком некоторого социального успеха, а его чувства и потребности игнорируются. Такой стиль воспитания формирует у малыша тревожность, недоверие, подозрительность.

Эмоциональное отвержение.

Может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят его полноценное развитие и положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие положительных взаимоотношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содержательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а впоследствии и к задержке психического развития, к потере интереса к жизни.

Упрощённый взгляд на воспитание детей заключается в том, что по сути важны лишь действия родителей, остальное - несущественно. То есть своим поведением взрослые прямо и косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на отца и мать, как на «всемогущих», был характерен для первых психологических теорий, но даже сегодня его разделяют некоторые неопытные родители. Однако большинство учёных рассматривают семью как систему взаимодействующих элементов - родители и дети влияют друг на друга.

Когда мы представляем семью как систему взаимодействующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, например, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и дочери. Из-за требований мужа жене часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы помочь дочери с выполнением домашнего задания. И т.д.

Сама семья включена в качестве элемента в другие социальные системы, которые в свою очередь, воздействуют на семейную динамику. Например, религиозные институты и т.п. Необходимо отметить другое.

Современная семья - это саморегулирующаяся система.

Она во многом утратила такие внешние регуляторы, как общественное мнение, воля родителей, национальные традиции, правовые и прочие силы давления. Успешность отношений в будущей семье зависит прежде всего от семейных партнёров, их социальных ориентаций и личностных качеств, психологических, характерологических особенностей, общности целей и интересов, жизненных стратегий и устремлений и т.п.

Семья и ребёнок - зеркальное отражение друг друга. Поскольку семья оказывает значительное влияние на процесс и результат становления личности, то, естественно, именно ей должны уделять первостепенное значение общество и государство.

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Их личности играют существенную роль в жизни каждого. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, особые, отличные от других.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями даёт ребёнку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Основа сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни малыша, любопытство к его детским проблемам, желание понимать, наблюдать за изменениями, которые происходят в его душе и сознании. Нарушение эмоционального контакта для ребёнка - сильный психотравмирующий фактор. Активная забота взрослых, чувство безопасности способствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, с другой - повышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.

Определяющая роль семьи в формировании ценностных ориентаций детей обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс их физической и духовной жизни. - одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно её влияние, особенно в начальный период жизни, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Некоторые родители думают, что для воспитания ребенка родителям нужно установить правильные отношения с ним, а каковы отношения между самими родителями - это их личное дело, которое ребенка мало касается.

Это, конечно, не так. Отношения между родителями, их невидимая ткань, оказывают огромное влияние на душу ребенка. Даже когда родителям кажется, кто они очень ловко скрывают от ребенка проблемы своих отношений, ребенок, не сознавая почему, может тяжко страдать из-за этих проблем, что выражается, например, в отклоняющемся поведении или болезнях.

И наоборот, при гармонии между родителями, дети счастливы и развиваются более гармонично.

Проблемы детей - отражение проблем семьи

Максим Бондаренко, психолог

Семья и подросток

Ребенок осмысляет отношения между родителями. Часть 1


Ребенок осмысляет отношения между родителями. Часть 2


Объектом столкновений между лагерями может быть разное: мать и дочь борются с пьянством, часто преувеличенно воспринимаемым, отца; объявляют войну его непристойным друзьям; борются с его привязанностью к рыбной ловле и т.п. Отец с сыном могут выражать открытое недовольство по отношению к стремлению матери жить светской жизнью; бороться с ее попытками приобщить мужчин семьи к культуре и т.п. Однако в всех этих разнообразных случаях видно общее: попытка показать плохость другого, стремление переложить вину на него за неудачно сложившиеся отношения. Иногда подобная борьба выходит за рамки семьи, и во многих газетах и журналах мы читаем письма родителей и детей с призывом к общественности образумить отца, мать, реже - дочь, сына.

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Эмоциональное выгорание чревато сильнейшим раздражением, злостью, усталостью, отсутствием контроля над эмоциями. Ребенку же необходимы психически здоровые и эмоционально стабильные родители, а это возможно только при переключении с роли на роль: с матери на жену, с жены на дочь, с дочери на подругу, с подруги на коллегу. Именно поэтому так важно не забывать, что вы не только мама и папа, но еще и муж и жена.

    Ребенок же в такой ситуации почти всегда подвергается гиперопеке, что негативно сказывается на его развитии.

    Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей

    Свое недовольство друг другом родители нередко переносят на ребенка. Негативные чувства, которые неосознанно хочется выплеснуть на супруга, перенаправляются на детей в виде нетерпимости, недоверия и даже физических наказаний. Пытаясь воспитывать друг друга, родители не задумываются о том, что используют сына или дочь в качестве эмоциональной разрядки. А между тем, у ребенка, растущего в такой атмосфере, формируется комплекс неудачника из-за постоянной неуверенности в себе и в своих возможностях.

    Существуют определенные стадии в жизни детей, когда влияние родителей может во многом определить всю их дальнейшую судьбу. Эти основные стадии можно назвать судьбоносными.

    Первой стадией, во многом определяющей жизнь ребенка, является момент зачатия. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть».
    Главной Божьей целью соединения двоих в одну плоть, является продолжение человеческого рода, появление новой жизни, рождение новой души. Понятие «душа» тесно связано с эмоциями, восприятием мира через ощущения и сознание, мышление. Поэтому, когда две души соединяются и происходит зачатие новой души, важны их мысли, эмоции, настрой и отношение к зачатию ребенка. Тайна создания Богом новой жизни весьма велика. И творцами ее является не только Господь, но и отец с матерью. Если они хотят иметь наследие, желают появления ребенка, то при формировании новой души закладывается информация о том, что она значима, желанна и любима. Такая позиция родителей закладывает позитивное отношение ребенка к себе и окружающему миру на всю оставшуюся жизнь.

    Если родители соединяются только чтобы удовлетворить похоть плоти с мыслями: «Не дай Бог забеременеть», а это все же происходит, то изначально в душу ребенка закладывается информация о том, что он нежелателен, не нужен, а значит, не любим. Такое отношение и мысли родителей откладывают отпечаток отвержения, низкой самооценки ребенка на весь период его жизни. Мы знаем, что крепость и устойчивость любого строения зависят от кладки фундамента с момента начала строения. Также и при зачатии новой жизни человека это играет огромную роль. С какими мыслями мы воспринимаем беременность, как и что мы думаем о будущем ребенке, такими мыслями будет наполнен он сам и его будущая жизнь.
    Мысли, эмоции, настрой родителей в период зачатия являются фундаментом для последующей жизни ребенка. «Каковы мысли в душе его, таков и он». (Соломон) От наполнения мыслей ребенка зависит, будет ли их ребенок обладать крепким душевным и психическим здоровьем, стабильностью, радостным мироощущением, наполнен любовью и позитивным принятием себя, других людей. Либо будет иметь заниженную самооценку, чувство неполноценности, ненужности себя в этом мире с последующими продолжениями, которые могут «всплыть» в период кубертата в виде: ссор с родителями, уходом в себя, плохую компанию, употребления наркотиков, алкоголя.

    Вторая стадия жизни ребенка – это жизнь в утробе матери. Ребенок является на этот период одним целым с матерью. Поэтому любые смены настроения, тревоги, страхи, волнения также переживаются маленькой душой. Если будущая мать постоянно испытывает стрессы, у ребенка идет поражение на уровне центральной нервной системы. Эти дети впоследствии крикливы, страдают бессонницей, могут отказываться от естественного вскармливания. Также в этот период следует особо беречься от различных инфекционных заболеваний, т.к. некоторые из них, такие как корь, скарлатина, краснуха вызывают повреждения психического развития, ДЦП, появление аномалии, которые связаны с недостатком развития слуха, зрения и двигательной активности. Для будущей матери и ребенка очень важна психологическая и моральная поддержка отца в этот период. Настроение обоих родителей, состояние их души, также тесно связано с душой ребенка и имеет те же последствия, положительные или отрицательные, в зависимости от отношения родителей, как и в момент зачатия. Часто нежелание иметь ребенка другого пола (например: «я хочу только девочку», а родился мальчик), впоследствии может сказаться на сексуальной ориентации ребенка, а также быть связано с чувством отвержения. Матери следует помнить, что малейшие смены настроения также переживает внутри ребенок, только для него эти переживания воспринимаются во много раз сильнее.Отцу также необходимо проявлять непрестанную заботу о комфортности будущей матери. Если хорошо будущей матери, то также хорошо и будущему ребенку в ее чреве.

    Третья стадия – период рождения ребенка. Идет отделение его от матери при появлении на свет. Хотя физически они уже разделены, но продолжают быть связаны в душевной сфере. Как прошли роды у матери, могут во многом определить дальнейшую судьбу новорожденного ребенка. Для ребенка роды являются большим стрессом. Ему надо пройти сложный и первый для него путь, и если женщина в этот период будет отвергать внутренне ребенка и думать только о себе, причиненной ей боли, это значительно затруднит этот процесс для него. Последствие таких родов может проявиться в боязни детей оставаться в одиночестве, трусости, излишней привязанностью к матери. Особая капризность, малодушие, боязливость, себялюбие часто являются результатом стресса, пережитого во время родов. Когда родители не ждали ребенка, не радовались ему, не пеклись о нем и роды были нежелательными, душевные потрясения младенца усугубляются. Дети, пережившие душевный и физиологический стресс, впоследствии находят утешение в таких физиологических средствах как табакокурение, наркотики. Важным моментом является выбор имени ребенку. В библейские времена этому придавалось большое значение. Выбор имени имел также судьбоносный характер, выявлял отношение родителей к ребенку и определял во многом его дальнейшую судьбу.

    Четвертая стадия охватывает период от момента рождения до трех лет ребенка. Многие педагоги, ученые считают, что все основные этапы будущего развития ребенка закладываются в этот период. Не зря существует поговорка: «Ребенка воспитывают, пока он лежит поперек кровати, когда вдоль – уже поздно». Поэтому крайне важно матери не оставлять надолго в этот период ребенка. В некоторых культурах мать никогда не покидает ребенка до 5 лет. Чем меньше возраст ребенка, тем больший он испытывает душевный стресс при разлуке с матерью. «Он испытывает состояние ужаса, страха, подобно падению в пропасть» (Гармаев). Недаром африканские и вьетнамские матери привязывают ребенка к себе и постоянно носят с собой. В этот период ребенок постоянно нуждается в нашем присутствии, ласке, объятиях. По мнению врачей и психологов, любой ребенок нуждается в объятиях как минимум 4 раза в день (также и взрослый человек). Ему очень важно знать, любим ли он, слышать эти слова любви каждый день то нас. Если родители этого не делают, дети испытывают голод по любви, эмоциональную и духовную нужду. Часто родители слишком заняты удовлетворением физического голода детей, состоянием его тела: похудел он или слишком поправился? Но редко кто знает и вспоминает об эмоциональном голоде детей, который так же как физический может привести к необратимым процессам в жизни ребенка.

    Пятая стадия влияния родителей на жизнь детей приходится на возраст 13 лет. Это период полового развития ребенка, который сопровождается интенсивным ростом различных частей тела. Детям бывает очень тяжело и трудно в этот период. Им кажется, что их тело «сошло с ума» или превратилось в «сплошные ноги». Непропорциональность и некрасивость тела и одновременно желание нравиться другому полу часто вызывает внутренний конфликт. Сознание не всегда успевает за изменениями тела. Быстрая утомляемость, повышенная возбудимость становятся спутниками взросления ребенка, периода кубертата. В связи с перестройкой организма, «бурлением гормона», подростку трудно бывает объяснить свое непредсказуемое поведение. Порой для него самого является неожиданностью его резкое сопротивление родителям, крики, хамство и прочее. Крайне важно в этот период для родителей продолжать проявлять такт, уважение и любовь к подростку, каким бы «провокационным» не было его поведение. На все его негативные проявления являть любовь. Взрослым следует смотреть на вызывающее поведение подростка как на временную болезнь. При умелом и терпеливом подходе взрослых ее течение пройдет легче, быстрее и менее болезненно для детей. Несмотря на взрывчатость, неуживчивость подростка в это период, не переставайте говорить ему слова любви, проявлять уважение. Скажите ему, как он ценен и важен для вас, что если бы перед вами поставили всех детей, какие только есть на свете и разрешили заново выбрать себе ребенка, то вы непременно выбрали бы только его (ее). Правильное отношение родителей к детям в подростковый период служит им единственным твердым основанием, крепким причалом для их бурных переживаний роста, гормональных страстей. Чем стабильнее будет поведение родителей, тем спокойнее и защищеннее будут чувствовать себя дети. Проявлением любви и уважения вы поможете им избежать множества неправильных действий и поступков в этот период и заложить правильный фундамент для дальнейших отношений.

    Не всегда плохое поведение подростка является только проявлением особенности его возраста. Иногда этим источником являются сами родители. Бывают не только проблемы с поведением у детей. Бывают проблематичные родители. То, как вели себя родители по отношению к ребенку или друг к другу, начинает в этом возрасте проявляться у детей. Они начинают разворачивать опыт поведения, накопленный за эти годы в семье. Присмотритесь повнимательней, может вы увидите в его неприятном поведении отражение своего поведения, ранее допущенное вами по отношению к нему или другим членам семьи? Может это нам самим порой надо покаяться перед Богом за свое поведение, а не наказывать и стыдить детей?

    Шестая стадия является моментом, когда мы отпускаем наших детей в период их замужества или свадьбы. Нам бывает очень тяжело отпускать самое дорогое, во что было вложена вся наша жизнь. Отдать эту жизнь в ее собственные руки и вручить другому, благословить и отпустить, перестать контролировать и руководить дальнейшей жизнью детей – важный момент в становлении дальнейших отношений детей и родителей. Это стадия прекращения активного воздействия и влияния родителей на детей. Если дети нас уважают, ценят и любят и мы действительно смогли стать авторитетом для них за годы совместного проживания, они сами будут искать нашего совета и встречи с нами. Никогда не будьте навязчивы. Чтобы наш сын (дочь) смогли прилепиться ко второй половине и стать одно с ней, а не с нами одно, мы должны отпустить и отдать их жизнь в их руки. Пытаясь удержать бразды правления новой семьи, мы разрушаем ее, не даем ей родиться, сплотиться в одно целое.
    Седьмая стадия характеризуется влиянием детей на родителей. Можно назвать ее стадией жатвы. Когда мы пожилые, благословляют ли нас наши дети? Какой плод смогли вырастить мы? То, что мы сеяли, то и пожнем. Если мы были благочестивой матерью (отцом), были благословением для наших детей, то теперь наши дети будут благословением для нас. Если мы только ругали, были недовольны, всегда придирались и часто унижали наших детей, то мы не сможем пожать полноты родительского урожая радости и ощутить их благодарность, уважение и любовь по отношению к нам.

    Часто отношения раздоров, ссор и проклятий передаются из рода в род, из поколения в поколение. Это является своеобразным кругом, который трудно разорвать. Чудо Евангелия, благая и радостная весть заключается в том, что Господь, Иисус Христос может восстановить развалины, исцелить разбитые сердца, возобновить отношения, собрать воедино семью, разрушить родовое проклятие и научить правильным, красивым, благочестивым отношениям родителей и детей.
    Господь, помоги всем нам осознать важность порученного Тобою самого большого дела для каждого человека на земле – родить новую душу и воспитать из нее личность. Помоги нам понять и осознать драгоценность и уникальность каждого человека на земле. Прости нам наше незнание, самолюбие, эгоизм и гордость. Научи нас Твоей мудрости и любви. Аминь.

    Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., Шефер И).А.Я. Варга (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клинико - психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя.

    Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или обращения с ребенком. Так в работе А. Адлера (1975) гиперопекающее поведение связывается с тревожностью матери. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родителей, т.е. гиперопека, порожденная виной. Шизофреногенная мать - это прежде всего набор личностных особенностей, а затем уже специфическое родительское поведение и отношение.

    Некоторые исследователи (Боулби Д., 1979; Шефер И.С., 1965) считают, что разнообразие родительского поведения диктуется разнообразием потребностей и конфликтов личности. Общаясь с ребенком, родитель воспроизводит свой опыт переживаний раннего детства. В отношениях с детьми родители проигрывают свои собственные конфликты (Боулби Д., 1979).

    То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шефер И.С. (1959). Так, он включил в свою модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI. Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются шкалы MMPI - интроверсия, экстраверсия и сила "Я", и факторами родительского отношения "любовь - ненависть", "автономия - контроль". Так, фактор "экстраверсия - интроверсия" представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор "любовь - ненависть" - это образующая родительского отношения. Сочетания этих структурных единиц представляют собой варианты социального поведения человека, что и обозначают точки на круговой модели социального поведения.

    экстраверсия

    агрессивность дружелюбие

    ненависть любовь

    аутизм, изоляция конформизм

    интроверсия

    Ловинджер Л. (1960) считает, основой того или иного родительского отношения показатель API (авторитарная семейная идеология). Этот показатель отражает когнитивный аспект "Я" - осознание своей внутренней жизни и внутренней жизни ребенка; он как бы определяет уровень когнитивного развития "Я". API отражает тревогу по поводу проявления инстинктивных импульсов и защиту личности от этой тревоги. Аспекты этого процесса - подавление и отрицание. Подавление собственной внутренней жизни приводит к подавлению внутренней жизни ребенка (Ловинджер Л., 1960).

    Клинико-психологические особенности родителя так же влияют на специфику родительского отношения. Например, специфичность депрессивных матерей описывает Орвашел Г. (1980). Депрессивные матери по сравнению с нормальными с большим трудом устанавливают интерактивные взаимодействия с ребенком, не могут отделить свои потребности от потребностей ребенка. Как правило, родительское отношение людей, страдающих депрессией, отличается эмоциональным отвержением и суровым контролем с помощью провокации в ребенке чувства вины и стыда.

    Деструктивный стиль отношения к ребенку зачастую приводит к его невротизации (Захаров А.И., 1998).

    В свою очередь деструктивный стиль зависит, по мнению того же автора, от таких черт личности родителя как сензитивность и гиперсоциализация. Под сензитивностью подразумевается повышенная эмоциональная чувствительность, впечатлительность, ранимость, обидчивость, выраженная склонность все принимать "близко к сердцу", легко расстраиваться, а под гиперсоциализацией - заостренное чувство долга, обязательность, трудность компромиссов.

    Помимо этого, деструктивность в отношении к ребенку обусловлена отсутствием у родителя открытости, непосредственности и непринужденности в общении, что чаще всего имеет в своей основе имевшийся ранее поихотравмирующий опыт межличностных отношений.

    В результате исследований, кроме вышеупомянутых данных, было выявлено, что "деструктивные" матери обладают следующими чертами личности: они сенситивны, склонны к подозрительности, недоверчивости. Им свойственно упрямство, ригидность мышления. Они образуют ситуативно обусловленные сверхценные идеи. У них обнаружены проблемы самоконтроля, трудности во взаимоотношениях с окружающими; наличие хронических межличностных конфликтов, понижение биотонуса, неустойчивые соматические жалобы, склонность к раздражительности и конфликтной переработке переживаний. У таких матерей отсутствует жизнерадостность, оптимизм, чувство внутренней удовлетворенности. Они тревожны и неуверенны в себе. Для них характерна недостаточная эмоциональная отзывчивость (Захаров А.И., 1998).

    Такое сочетание черт характера осложняет отношения матерей с другими людьми, делает эти отношения излишне напряженными и конфликтными. В первую очередь это затрагивает сферу семейных и бытовых отношений, где у матери проявляется излишняя принципиальность и негибкость, неспособность пересмотреть свою позицию и пойти на уступки и компромиссы.

    У "деструктивных" отцов отчетливые психопатологические изменения не прослеживаются. У них выделяются черты некоторой минорности, пассивности и мягкости характера, являющиеся следствием неполной семьи в детстве, недостаточной роли отца и замещающего влияния матери. Кроме этого, выражено беспокойство, неуверенность, чувство вины, консерватизм и морализирование.

    Оба супруга внутренне конфликтны, у них низкая степень самопринятия.

    А.И. Захаров полагает, что невротические изменения формирующейся личности детей возникают в результате неудачно и драматически переживаемого опыта межличностных отношений, отсутствия возможности создания приемлемой "я - концепции" с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально-неустойчивым и тревожно-неуверенным "я". На что также указывает Боулби Д. (1979).

    На конструктивный стиль отношения родителей к ребенку оказывают влияние такие черты личности, как:

    стремление наиболее полно выявить свои задатки и способности;

    преодоление эгоцентризма через включенность в деятельность, цель которой вне самого человека;

    созидательность, творческость;

    способность к полному и живому переживанию, способность тонко, самозабвенно и бескорыстно чувствовать;

    умеренная тревожность;

    способность брать на себя ответственность;

    склонность к самоанализу, рефлексии (Спиваковская А.С., 2000).

    Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать вывод о том, что существует связь между личностью родителя и его отношением к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.