Осознанное или бессознательное сопереживание текущему. Я чувствую тебя. Эмпатия — что это такое? Результаты теста на эмпатию

Создание современной психологии как науки о психике и поведении во всех их формах и диапазонах в значительной мере стало возможным благодаря открытию и использованию принципиально новых подходов к изучению и пониманию природы и сущности человека.

Наиболее существенным из них, по содержанию и последствиям, стал коперниканский переворот Зигмунда Фрейда. Бесспорной исторической заслугой З.Фрейда является то, что он положил начало систематическому собственно психологическому исследованию бессознательного психического, создал учение о бессознательном, психоанализ и психоаналитическую традицию. Осознание реальных достижений З.Фрейда предполагает понимание и того важного обстоятельства, что именно он впервые сумел преодолеть внутренние пределы психоанализа и фактически заложил основы глубинной психологии (понятие Э.Блейлера), ориентированной на исследование бессознательного психического, но отнюдь не сводящейся к своим психоаналитически маркированным элементам.

В существенной мере именно вследствие этих достижений психология человека, дотоле направленная почти исключительно на исследование феноменов сознания и самосознания, обрела новые измерения и качества, позволившие относительно корректно определить ее объект и предмет, цели и задачи, идеалы и нормы исследования, объяснительные принципы, методологию, методы и методические процедуры, основные отрасли, проблемные поля, функции и существенно дополнить, обновить и усилить концептуальный потенциал и категориально-понятийный аппарат.

Ретроспективный анализ проблематики бессознательного показывает, что она обладает специфической традицией. Некоторые намеки на возможное существование такой проблемы содержались еще в ранних формах фольклора, мифологии религии. В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе - знании-припоминании, учению Аристотеля о разных частях души и др.). Существенный вклад в последующее предпсихоаналитическое и внепсихоаналитическое осмысление и изучение проблемы бессознательного внесли Б.Спиноза (неосознаваемые "причины, детерминирующие желание"), Г.Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д.Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И.Кант ("темные представления", связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания, "в самом глубоком сне душа более всего способна к разумному мышлению"), А Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К.Карус (ключ бессознательного в подсознательном), Э.Гартаман ("Философия бессознательного"), Г.Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Т.Липпс ("бессознательные представления " и "бессознательные ощущения"), В.Вундт ("неосознаваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприятия"), Г.Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), И.Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), И.Павлов ("бессознательная психическая жизнь"), В.Бехтерев (активность "бессознательного"), А.Льебо и И.Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж.Шарко (идеи о невидимой и неосознавемой психической травме), Г.Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Г.Тард ("законы подражания"), П.Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов), А.Бергсон (интуитивизм, бессознательное, "сверхсознание") и многие другие. В общем, эти идеи и концепции могут быть поняты как своеобразные точки роста в осознании проблемы бессознательного психического.

В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном психическом разрабатывалось в границах психоаналитической традиции, обладающей ныне рядом учений, теорий, концепций и моделей различной степени общности, достоверности и эвристичности.

Принципиально важные результаты были получены З.Фрейдом, создавшим корректное психологическое определение бессознательного, учение о бессознательном, соответствующий категориально-понятийный аппарат и методы познания; установившим некоторые элементы содержания, функционирования и регуляции бессознательного.

Определяя бессознательное как психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", З.Фрейд предложил обоснованное понимание бессознательного как основной и наиболее содержательной системы психики человека (бессознательное - предсознательное - сознательное), регулирующейся принципом удовольствия и включающую в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т.д. По мнению З.Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно классическому психоаналитическому учению, содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т.д.).

Фактически в учении З.Фрейда выделены не два (как это обычно полагают), а три вида бессознательного: 1) Латентное бессознательное, содержание которого, в общем, соответствует предсознательной системе психики и может быть осознано индивидом, 2) Вытесненное бессознательное, осознание которого предполагает использование специальных (по З.Фрейду, психоаналитических) методов и 3) Наследуемое общечеловеческое бессознательное, репрезентирующееся, например, в имманентных принципах психической жизни, универсальных комплексах Эдипа и кастрации, влечениях, мотивациях и т.д.

Но, к сожалению, наследуемое бессознательное З.Фрейд не квалифицировал даже с той степенью полноты, категориальной определенности и системности, которые характерны для его трактовки других форм бессознательного, вследствие чего в психоанализе и психоаналитической традиции появились дополнительные и избы-точные некорректности. В данном случае, пожалуй, целесообразнее было бы констатировать факт существования филогенетического (т. е видового, общечеловеческого) и онтогенетического (т.е. индивидуального) бессознательного. Более того, представление бессознательного в определенных филогенетических и онтогенетических ипостасях почти автоматически открывало возможности для их конкретизации, поиска взаимосвязей и иных потенциально возможных форм существования бессознательного.

В плане познания психики, поведения и бессознательного психического человека особую роль сыграла и играет созданная З.Фрейдом диалектическая энерго-информационная модель психики (Бессознательное - Предсознательное - Сознательное). В свете современных научных представлений эта модель может быть понята, в том числе как психологический императив и прообраз построения новейших энерго-информационных моделей психики, без которых эффективное развитие современной психологии и пограничных дисциплин вряд ли возможно.

С учетом той роли, которая придавалась в психоанализе З.Фрейда познанию и толкованию сновидений, как "царской дороге" в мир бессознательного психического человека, необходимо отметить, что в психоаналитической традиции некоторые важные проблемы не получили должного объяснения или даже не были сформулированы с желаемой степенью определенности. К ним могут быть отнесены, например, проблемы понимания природы и сущности сновидного сознания и сновидного самосознания (в том числе самоконтроля) и их взаимодействия с бессознательными силами и тенденциями. В качестве особых проблем могут и должны быть осмыслены проблема возможности управления сновидениями (т.е. влияния на их содержание и направленность) и проблема возможности достижения искусственного сновидческого катарсиса. Исследование данных проблем представляется тем более важным, поскольку предложенные З.Фрейдом принцип внешнего подобия и сексуальная символика сновидений, как выяснилось, отнюдь не обладают той универсальностью, которая им приписывалась.

Учение З.Фрейда инициировало и стимулировало возникнове-ние и развитие множества разнообразных подходов к изучению бессознательного психического, в пределах которых были сформулированы интересные идеи и получены важные результаты (например, идеи о внутрипсихических коммуникациях, композиционных особенностях и стратификации бессознательного, мозгового субстрата бессознательного, голографичности элементов бессознательного, содержательной и функциональной асимметрии межполушарного взаимодействия бессознательного, вероятностном характере бессоз-нательных процессов и др.).

Но на собственно психологическом уровне наиболее устойчивым вектором развития все же осталась психоаналитическая традиция, эволюция которой, в общем, направлена на движение от учения к современной научной теории бессознательного психического путем последовательных приближений.

В этом плане существенно важными этапами и результатами стали концепции К.Г.Юнга, Дж.Морено и Э.Фромма.

Согласно аналитической психологии К.Г.Юнга, бессознательное состоит из трех слоев: 1) Личностного бессознательного - поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) Коллективного бессознательного - врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. Основное содержание коллективного бессознательного, по К.Г.Юнгу, составляют архетипы, то есть наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) Психоидного бессознательного - наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в с илу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

В общем виде эти представления являют собой, по преимуществу, некий психоаналитический римейк, поскольку, в конечном счете посредством обновленных обозначений воспроизводят базисные идеи З.Фрейда о существовании бессознательного, его филогенетических и онтогенетических формах, стратификационности бессознательного, доминирующей роли и т.д. Однако, вместе с тем К.Г.Юнг привнес и определенные новации, связанные, главным образом, с существованием и функционированием архаичных психических структур. Осуществив редукцию коллективного (т.е. филогенетического) бессознательного к психической эволюционной архаике, выражающейся в архетипах, он значительно содействовал осмыслению базисных представлений и измерений бессознательного психического и существенно увеличил эвристический потенциал психоаналитической традиции. Вместе с тем следует отметить, что допущения К.Г.Юнга о существовании некоторых конкретных архетипов, их форм и роли нуждаются в дальнейшей критической проверке и соответств ующем обосновании.

Развивая гипотезу З.Фрейда о возможном существовании непосредственной взаимосвязи и общения между бессознательным разных людей, Дж.Морено сформулировал концепцию, согласно которой существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее бессознательное", возникающее и функционирующее при относительно продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. В общем представленная как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, она не получила ни теоретического, ни практического подтверждения.

Значительным событием в развитии психоаналитических и психоаналитически ориентированных представлений о бессознательном стало создание Э.Фроммом концепции "социального бессознательного", являющего собой вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что данное общество не может позволить своим членам довести до осознания. Однако описание и объяснение социального бессознательного не получили необходимых элементов организации, доказательности и обоснованности.

В отличие от психоанализа З.Фрейда (и частично аналитической психологии К.Г.Юнга), непроработанные и несопряженные концепции общего бессознательного и социального бессознательного при всех их достоинствах и эвристическом потенциале являют собой специфическую форму мнений и допущений, а не обоснованные рабочие гипотезы и уж тем более научные теории, соответствующие эталонам современного научного знания.

Тем не менее, введение в психоаналитический оборот представлений об общем и социальном бессознательном породило кажимость завершенности психоаналитической картины бессознательного психического и иллюзорные представления о том, что современ-ный психоанализ располагает некой общей теорией бессознательного.

Исторически важные достижения психоаналитической традиции в постановке, осмыслении и приватных решениях проблемы бессознательного велики и бесспорны. Но при этом в настоящее время нет необходимых и достаточных оснований считать, что современный психоанализ располагает такой теорией или возможностями для монопольного создания общей теории бессознательного, соответствующей стандартам современной теории и практики. И в этом плане фактический уход психоаналитического сообщества от обсуждения данной фундаментальной проблемы является весьма показательным.

Существующая ныне фрагментарность и приблизительность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что современная общая теория бессознательного психического является не результатом, а одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии и пограничных дисциплин, решение которой естественно предполагает необходимость использования огромного потенциала позитивных психоаналитических идей, подходов и результатов.

В.И.Овчаренко

Эмпатия — осознанное или бессознательное присоединение психики(вчувствование) к текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Имея дар эмпатии, вы получаете возможность заглянуть в чужие переживания. Вы можете почувствовать чужую боль и это может довести вас до слёз, и вы захотите помочь этому человеку.

Существует гиперактивная эмпатия.
Это когда вы обладаете этим даром, но не умеете его контролировать, вы открыты для всех эмоций и впечатлений других людей, но не можете центрировать свои собственные чувства и потребности. В социуме вы ощущаете весь эмоциональный фон, даже идя пешком по улице, вы можете почувствовать что происходит с проходящими людьми. Физическая эмпатия даже может привести к физической боли, которая не является вашей(«чужая головная боль»).

Эмпатия — это дар, у большинства людей он выражен в разной степени. Если у вас есть дар эмпатии, вам нужно знать, как превратить его в своего помощника и уметь его« выключать». В идеале нужно уметь использовать его по своему желанию и «выключать» его, когда это необходимо. Некоторые люди интуитивно знают как это сделать. Другие этого делать не умеют.

Когда вы начинаете кому-то сопереживать(жалеть и сочувствовать), ваше поле разрушается.
Иными словами — когда вы центрированы, вы похожи на цельную чашу, после того как вы начинаете сильно сопереживать и нервничать, ваше поле становится похожим на дуршлаг.

У вас есть отверстия в вашем энергетическом теле, через которые ваша энергия уходит к другому человеку, поэтому вы начинаете его чувствовать как себя. Происходит и обратное, когда в вас переходит энергия и впитываете все, что происходит вокруг вас; от других людей, мест и событий.

Когда вы умеете управлять своим даром, эмпатия становится настоящим подарком, потому что это позволяет вам видеть вещи и события, происходящие с другими людьми. Сочувствие вызывает в нас сострадание, а сострадание позволяет заботиться о других, помогать обратившимся к вам людям. Эмпатия позволяет вам испытать опыт единства бытия, почувствовать каково быть другим человеком, понимать поступки других людей.
***
Если вы не знаете как отключать эту способность, то это может сильно влиять на вашу жизнь и разрушать вас.
***
Недостатки наличия дара эмпатии, если вы не знаете как его« отключать»:Спектр очень велик — от досады до изнуряющего физического и эмоционального состояния — например, когда вы вы берете на себя физическую и эмоциональную боль других людей.

Близки ли вам следующие проблемы?

*Наличие гиперактивной эмпатии в отношениях:
Были ли у вас отношения, в которых вы чувствовали, что кто-то очень сильно переживает, когда у него случаются проблемы, а вы хотите ему помочь? Это конечно хорошо, если вы хотите помочь человеку, но что если вы так сильно хотите помочь человеку, что начинаете« перенимать» на себя его проблемы? Что делать, если ваши собственные границы становятся размытыми, вы берете на себя чужие обязанности и не понимаете где вы, а где другой?

Что, если этим вы мешаете человеку принять ответственность за эти события и закрываете для него способность самому изменить ситуацию, получить опыт и создавать свою жизнь? Гиперактивная эмпатия связана с созависимостью эмпатов и других людей, а также с отсутствием заземления и со слабым ощущением своих четких границ у эмпата.

*Гиперактивная эмпатия в социальной среде:
Когда вы находитесь в социуме, вы настолько сосредоточены на людях вокруг вас, что можете тонко их читать, интуитивно понимать смысл всех их поступков. Вы словно окунаетесь в их мир, в их энергию, в их эмоции и чувства. Если все в комнате в цвете, то вы в оттенках серого, потому что вы не являетесь собой, вы теряете свою целостность.

*Гиперактивная эмоциональная эмпатия:
У вас когда-либо были ситуации, когда вы были просто сражены чужой эмоциональной болью? Когда у кого-то произошла сильная потеря, например кто-то умер, и вы начинаете поддерживать этого человека, а потом начинаете себя плохо чувствовать, плакать целый день и ощущать все горе того человека. Этот вид эмоциональной эмпатии является абсолютно ненужным и неуместным.

*Гиперактивная эмпатия в определенных местах:
Это когда вы входите в здание и начинаете чувствовать весь эмоциональный фон этого места. Особенно это проявляется в местах большого количества людей(больницы, школы и.т.д).

*Физическая эмпатия: Вы чувствуете боль других людей? От физической эмпатии можно получить ужасные головные боли. Часто случается, что эмпаты как губки принимают на себя физическую боль других людей.

Это наиболее распространенные виды эмпатии, хотя существует намного больше видов эмпатии, например интеллектуальное сочувствие, сопереживание с животными и растениями.

Научиться управлять своим даром эмпатии вы можете,
используя три простых метода:

1. Обратите внимание на то, как вы чувствуете
Чтобы преодолеть эмпатию, вам нужно вернуться к себе! Чтобы центрировать себя, нужно проверять себя: хотя бы раз в день настраивайтесь на то, как вы себя чувствуете. Заведите дневник, а прежде чем идти спать, напишите как вы себя чувствуете и почему.
Когда люди о чем-то просят вас, то прежде чем сказать« Да», проверьте что вы об этом думаете. Не просто машинально чувствуйте их потребности, а сначала переведите внимание на себя, прежде чем реагировать. Найдите время, чтобы центрироваться и обращайте внимание на свои чувства. Для этого потребуется время, но вскоре, когда вы не будете так сильно настроены на других, к вам вернутся ваши чувства.
***
Медитация также может быть хорошим инструментом для центрирования, если делать это регулярно. Представляйте себе как ваша энергия возвращается к вам от других людей и вы ощущаете себя снова цельным.
***
Когда я чувствую, что моя энергия« где-то там»(особенно после работы на компьютере и в интернете весь день) я часто делаю визуализацию, в которой вижу, как моя энергия возвращается ко мне с посещенных мной интернет-сайтов, от людей, с которыми я разговаривал, от духов, которых я слышал, от клиентов, с которыми я работал. Эта визуализация просто запускает намерение вернуть вам вашу энергию. Это очень полезное упражнение, его можно делать перед сном.

2. Заведите привычку просить у своего подсознания или Высшего Я(ангелов, Бога, Вселенной) отпустить энергии, которые не являются вашими.

Когда вы чувствуете, что« нахватались» чужих энергий или потеряли себя в отношениях с другими людьми, попробуйте сделать три глубоких, длинных вдоха, а затем произнесите эту маленькую молитву: «Сейчас я призываю свое Высшее Я/подсознание/Бога/ангелов помочь мне удалить из моего физического тела и моих тонких тел энергии, которые мне не принадлежат. Сделано! Сделано! Сделано! ОМ! ОМ ТАТ САТ!»

Вы можете придумать свое обращение или использовать это. Не нужно делать его очень сложным и длинным. Оно должно быть коротким и простым. Обращение к Высшим Силам является очень мощным и эффективным способом, чтобы очистить вашу энергетику.

3. Позвольте себе наслаждаться жизнью
Большинство эмпатов очень подавлены и не могут радоваться жизни из-за постоянного эмоционального взаимодействия с другими людьми. Они часто думают, что они здесь только для того, чтобы помогать тем, кто страдает. Они чувствуют ответственность за страдания и чувства других людей и думают, что их долг помочь всем чувствовать себя лучше.

Чтобы исправить это, сосредотачивайтесь на радости от взаимодействия с другими людьми. Если вы не испытываете удовольствие от общения с человеком и чувствуете, что этот человек истощает вашу энергию, то лучше прекратите общение. В бытовом общении ставьте приоритетом свое удовольствие от общения и уделяйте меньше внимания другим людям, чем обычно. Это может звучать невероятно эгоистично, но многим эмпатам необходимо изменить подход к своему дару.

Лабиринты бессознательного, это вечная дорога многочисленных ребусов, которые когда-то будут решены человеком. Бессознательное - это все, что касается нашей кармы, нашего опыта, нашего ума и наших способностей. Роль бессознательного велика в нашей жизни. Роль сознательного, еще больше. Как же существуют эти неразделенные части нашего ума? Мы привыкли употреблять эти термины в нашей жизни, но по сути, многие не до конца понимают их значение. Ведь бессознательное - это «фабрика» по изготовлению Кармы. А сознательное, это «цех» по распределению кармы, где решают, куда ее отправить в сознательное или оставить опять в бессознательном.

Так вот, многочисленные реакции поведения человека, это неотъемлемый опыт эволюции, приобретенный предками человека. То есть, если чему - либо научатся 100 человек в одной родовой ветви, то это, чему они научились, будет передаваться генетически, будущим поколениям. Это связано не только с инстинктами выживания и адаптацией. Это связано и с тем, что называется болезнями. Да, именно так передаются наследственные болезни, переданные по наследству определенными индивидуумами рода, только по тому, что до них, многие индивидуумы этого же рода использовали подобный бессознательный опыт в своих целях.

Бессознательное - это все то, что ум запоминает в течение жизни. Между сознательным и бессознательным существует большая разница. Если взять среднестатистического человека, то его сознательное по отношению к бессознательному в процентном соотношении выглядит вот так, бессознательного 99% а сознательного 1%. Если взять просветленного человека, то это выглядит ровным счетом наоборот. Почему? Да потому что, большинство людей живут бессознательным. А это значит, что их поведение обусловлено спонтанными эмоциональными решениями, которые сопряжены бессознательным опытом. Они всегда так поступали и реагировали. Поэтому, отсутствие осознанного анализа не приводит человека к форме осознания тех или иных поступков в его жизни. И разница между знающими и не знающими заключается в том, что знающий пытается осознать то, что раньше всего лишь понимал. А, не знающий довольствуется теми знаниями, которые он получит на начальных этапах своего развития. То есть, живя старым опытом, реакциями, поведением, человек не задумывается о том, почему он так поступает. Он может ссылаться на наследственность, на дурной характер, и на то, что все это уже невозможно исправить, «родился, мол я таким». Если разобраться для чего мы живем, то конечная цель любого человека заключена в том, чтобы однажды познать себя. Но это происходит тогда, когда карма-опыт будет осознана человеком.

Любое действие сознательного и бессознательного приводит к рождению новой кармы, то есть, ситуаций. Не важно, хорошие они или плохие с точки зрения того, что такое хорошее или плохое, это все равно остается кармой. Поэтому, чтобы карму трансформировать, ей нужно дать возможность войти в третье, нейтральное состояние. А это уже, знания!!! То есть, в нейтральном состоянии карма теряет силу. А в сознательном и бессознательном, она увеличивает силу.

Бессознательное - это то, что многие тысячелетия мы накапливали, как опыт. И в этом опыте не только наш индивидуальный опыт, но и опыт наших предков. Наша радость, доброта, наша злость и обиды, это опыт, который мы приобрели бессознательно. В момент, когда присутствует ситуация, ум человека делает миллионы нейронных комбинаций касательно того, как поступать. На самом деле, эти комбинации ум находит в числе того опыта, который когда-то человеком был приобретен. Не больше, не меньше. Так вот, поскольку действующей силой нашего сознания есть наш выбор, то этим выбором мы руководствуемся, чтобы выбрать бессознательное, то есть то, что находится в поле бессознательного. Наши обиды, ревность, наша доброта и наше сострадание, это энергии, которые вызывают определенную химическую реакцию в организме, формирующие наше тело по подобию этих энергий. То есть, наше тело становится созвучием того, что мы собой представляем в бессознательном.

На самом деле, этот путь не легкий. Это путь, который ведет к знаниям. Ведь, если ты 100 раз подумал плохо, то как минимум, 100 раз тебе нужно подумать хорошо, чтобы вот то, что раньше было бессознательным, стало сознательным. А затем, чтобы осознать свои поступки, нужно дать этому сознательному опыту пройти проверку в жизни, получив практический опыт и укрепив себя в осознании. И только тогда, вот этот осознанный опыт, как Духовная квинтэссенция Бога, обволакивает Духовное тело человека.

Все, что вокруг нас, это наша карма. Вы думаете, она пришла просто так. Нет. Она пришла для того, чтобы мы смогли ее осознать. Ведь карма-это МЫ! Поверьте, что все то, что находится вокруг нас, это мир энергий, который является нашей тенью. А вторая половинка, содержится в нас. Это наши знания. Так вот, любая ситуация, объекты или субъекты, это загадочный алгоритм, который нам всем нужно решить. Ведь наше окружение-это то, что потенциально выражает наш мир внутри нас. То есть, наше содержимое ума сознательного или бессознательного, это энергии, имеющие свою вибрацию, которые в свою очередь притягивают другой вид энергий. Нет, не подобных. Подобных, на вибрационном уровне. Но разница заключается в том, что этот вид энергий в нас, вызывает ТЕНЬ. Как думаете, для чего? Для того, чтобы они соединились и произошла трансформация. Это выглядит так, как если бы человек был раздражителен, то вокруг него всегда будут раздражители не потому, что это делается специально, а потому, что раздражение человека вызывает из пространства свою вторую половину-тень, в качестве этих людей, как другой вид энергий. И задача таких отношений - ОСОЗНАНИЕ. До тех пор, пока раздражительный человек не поймет вреда своего поведения, и что своим поведением он создает конфликт, до тех пор вокруг него будут находиться люди вызывающие у него раздражение. Пока ревнивый человек не поймет, что его ревность - это проявление его Эго, и его алчных амбиций. Пока он не поймет, что нет ничего в этом мире, чем бы он мог владеть. До тех пор на его пути будут люди, которые будут его предавать и изменять ему. Ибо только так, человек получает опыт осознания. И тогда, когда человек приходит к осознанию, вот тогда, эта часть осознанной кармы отделяется от его существа и наполняет его Духовное тело. И чем больше произойдет такой алхимии, тем больше, человек будет освобождаться от кармы.

Но на самом деле, то, что окружает нас, это то, во что мы верим. И это тоже продукт нашего ума, как и то, что находится в нашем уме. Мы есть то, во что мы верим. Многие говорят, что жизнь проста. Но, чтобы ее просто понимать, нужно пройти очень большой путь познаний. Вот, например, почему человек болеет? Все конечно начинает с того, о чем человек думает и что чувствует. И чем больше он это чувствует, тем больше в организме происходит биохимических реакций с изменением гормонального фона. Таким образом, человек заболевает. А это значит, что на протяжении многих лет жизни человек бессознательно верил во что-то. Например, если у человека есть кисты, значит он обидчив. А значит, он долгое время верил, что мир в некоторой степени жесток и может его обидеть. И чем чаще человек об этом думает и переживает бессознательно, тем быстрее у него будут образовываться кисты. Но простота заключается в том, что все, что в этом процессе существует, это всего лишь работа нашего ума, который бессознательно верил в свою обиду к окружающему миру. Во что ты веришь, то ты и получаешь. Весь материальный мир, это атомы и молекулы. Так, кто же управляет этим процессом, что это мир в нашем поле выглядит так, как он выглядит? Наш ум!!! Именно наш ум, создает этот мир таким, каким мы его представляем и переживаем внутри себя. Поэтому, чтобы изменить мир, нужно изменить себя.

Об эмпатии ходит много слухов и домыслов. Некоторые считают ее чем-то вроде экстрасенсорики, другие сравнивают эмпатию с сопереживанием близким людям.

Хотя по факту это и открывает эмпатическую способность, высокая чувствительность и способность сопереживать.

Если объяснить эмпатию своими словами, то это умение не просто понимать человека и сочувствовать ему, но и полностью проникать в его внутренний мир и ощущать конкретную ситуацию на себе. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью-то точку зрения.

Эмпатия – это понимание психического и эмоционального состояния другого человека, то есть, умение воспринимать чувства собеседника, при этом отдавая себя отчет, что это эмоции другого человека.

Эмпат очень тонко может различать букеты чувств, эмоций, отношений, что не доступно многим людям. Люди, чаше всего с трудом могут определить какое чувство их наполняет в данный момент. Эмпат чувствует все оттенки чувств и не только тех которые явно осознает сам человек, эмпат видит несколько «уровней» о существовании которых сам человек даже не подозревает, хотя нет, все слышали о подсознании, эмпату оно так же доступно.

Если человек воспринимает эмоции партнера как свои собственные, то это называется уже не эмпатия, а идентификация с собеседником. Идентификация – это инструмент эмпата, с его помощью он может более детально понять человека.

Существует теория, согласно которой за эмпатию отвечают зеркальные нейроны, открытые в 1990 году группой итальянских ученых, однако эта гипотеза не была изучена до конца. Примечательно, что первоначально зеркальные нейроны были обнаружены во фронтальной коре обезьян.

Настоящая эмпатия – это не чтение настроения собеседника по его жестам, мимике, тону голоса. Для того, чтобы овладеть подобным методом считывания эмоций собеседника, вам достаточно прочитать грамотно написанную книгу о языке жестов.

И все равно вы не сможете точно понять степень отчаянья, радости или волнения вашего собеседника. Сильному эмпату не обязательно видеть жесты и мимику человека можно просто смотреть на фотграфию, хотя и это не всегда обязательно.

«К сожалению, нет конкретных методик, которые бы позволяли за неделю или месяц научится эмпатии. Многие мировые психологи считают, что ей и вообще нельзя научится сознательно. Эмпатия – это то, что появляется вследствие пережитых горестей и проблем. Это собственный горький опыт, который и становится пропуском к пониманию страждущих. В принципе, благотворительность, помощь старикам, детям и животным помогают все-таки со временем развивать в своей душе глубокое и сильное сочувствие, т. е. эмпатию».

В какой то мере эти слова верны, но помочь освоить заложенную в человеке способность к эмпатии, может другой эмпат, который уже прошёл этот путь. Научиться по книге наверное не получится, необходимы практические занятия.

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она.

Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника.

Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно.

Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят.

Может быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.

Классификация. Виды эмпатии

Как это не странно, но эмпатов можно классифицировать. Разделить своего рода на уровни эмпата. Ведь все мы родились с чудесным даром – чувствовать, сопереживать. Но со временем, в семье, обществе, жизни, уровень эмпатии изменился. Кто-то интенсивно развивался, а кто-то наоборот подавил в себе все живое, что способно вызвать сочувствие.

Существует 4 вида эмпатов:

1. Не эмпаты

Тут сразу все понятно. Не эмпаты – это те люди, которые полностью закрыли свои эмпатические способности. Вполне возможно, что эти способности сами атрофировались, так как никогда не использовались. Такие люди намерено закрылись от эмоциональной информации (например, не могут распознать вербальные и невербальные эмоциональные сигналы). Если эмпатическими способностями не пользоваться, то они исчезают.

2. Слабые эмпаты

Данным видом эмпатии обладает большая часть населения нашей Земли. У них сохранились базовые фильтры получения эмоциональной информации, но в силу того, что они не могут это контролировать, часто случается эмоциональная перегрузка. Особенно, если слабый эмпат переживает эмоциональное потрясение или находится в людном месте. Такие люди, часто находятся в состояние постоянного стресса, словно вся тяжесть мира, эмоции, проблемы, страхи, взвалилась на их плечи. Если сравнивать физически, то они чувствуют усталость, головные боли и тд.

3. Функциональные эмпаты

Это самые развитые эмпаты, которые легко адаптируются к эмоциональной информации и могут легко контролировать эмоции, причем, не подавляя их. Редко кто по-настоящему умеет так делать. Внешне эти люди ничем не отличаются от обычных людей.

4. Профессиональные эмпаты

Такие эмпаты легко способны распознавать любые эмоции, причем, самые сложные эмоциональные потоки информации, которые скрыты глубинах нашей души. Такие люди могут хорошо управлять чужими эмоциями. Хорошие лекари, так как видят скрытые энергетические каналы. Таких эмпатов единицы, в чистом виде редко втречаются. Бывает, что эмпат хорошо лечит, но по какой-то причине или собственного страха не умеет управлять чужими эмоциями.

Профессиональный эмпат сумеет человеку, который испытывает боль, поднять настроение и помочь избавиться от боли. В период скорби забыть о печали. Поверить в себя, когда надежды уже нет. Сможете ли вы сделать так же?

Как узнать, эмпат ли ты?

Я могу чувствовать, ощущать чувства другого человека, просто посмотрев на их лица.

Может быть я эмпат? Нередко задаешься подобным вопросом, когда не можешь объяснить, что с тобой происходит.

В этой статье хочу вам рассказать, как определить, что вы эмпат.

Эмпатия – это способность чувствовать эмоции людей, как будто они ваши собственные.

Это может быть дар или проклятие, потому что кто хочет чувствовать себя печальным с печальным незнакомцем в дороге? Кто хочет иметь физическую боль, если кто-то испытывает боль потому что упал. Как и что вы чувствуете на самом деле? Но с другой стороны вы можете использовать эту эмпатию, как возможность помогать людям и развивать способность для себя.

Вот некоторые факторов, которые помогут определить, эмпат ли вы. Но если вы сомневаетесь все еще, вы можете пройти наш тест на эмпатию, он то точно не соврет.

Итак, за дело…

1. Чувствовать чьи-то эмоции. Это наиболее частый фактор, который говорит что вы эмпат. Посмотрите на прохожих, на улице, если вы чувствуете счастье, любовь, печаль, горечь, боль в их лицах, то вы точно эмпат. Вы так же легко можете слиться с ними, сделать, тоже самое, то, что хотят они. К примеру, вас мучает жажда или вы срочно захотели домой без веской на то причины. Перепады настроений, причем резкие

2. У вас возникает чувство усталости, когда вы находитесь в людном месте. Так как вы чувствуете эмоции других людей, вы можете уставать от всего этого. Вы стаете сердитым и раздражительным, это вызывает быструю смену настроения. Многие эмпаты не любят места, где скапливаются много народа, они сразу чувствуют себя опустошенными.

3. Вы можете четко сказать, когда человек лжет… Это подарок своего рода, знать говорит ли вам любимый или любимая, что вас любит. Определить истинные ли чувства испытывает человек, способен распознать только настоящий эмпат. По идеи эмпата невозможно обмануть, потому что он знает, что вы чувствуете.

Есть несколько способов определить, что вы эмпат. Кто-то может видеть ауру людей, некоторые умеют читать людей словно открытую книгу. Но быть эмпатом труднее, потому что постоянно чувствовать в себе кучу эмоций и переживать их словно свои, может свести с ума!

Развитие эмпатии, как развить эмпатию?

Люди делятся на тех, кто является уже эмпатом и тех, кто хочет стать эмпатом. Мы уже знаем, что существует несколько уровней эмпатии и чтобы кого-то научить, развить эмпатию, ему надо овладеть одним из уровней эмпатии.

На самом деле настоящей эмпатии научиться сложнее, особенно, тем, кто ей никогда не пользовался. Нельзя перевернуть мир с ног на голову и сказать, что я изменился, и начал все чувствовать. Потребуется много времени, чтобы сломать свои убеждения и научиться эмпатии.

Эмпатия – это не просто чувства и переживание чьи-то, это полное понимание и осознание, что ты это чувствуешь, словно это происходит с тобой. Это очень тонкий мир совершенно чужой жизни. Не каждый захочет, ощущать на себе эмоции и желания другого человека без надобности, но и для чего ему это все? Но давайте не будем забегать в настоящую эмпатию, а поговорим о психологической составляющей эмпатии. О той эмпатии, о которой пишут в учебниках психологии и бизнеса. Эта эмпатия отличается тем, что вы должны предугадывать действия вашего оппонента и знать, что он от вас хочет путем эмоциональных реакций – этому намного легче обучить. Вы не будете на себе все ощущать, но сможете четко осознавать, что с человеком происходит и сопереживать ему.

Поэтому мы разделим этот блог на две части: настоящие эмпаты, которые тонко чувствуют человека, причем любого и тех, кто учится этому, развивает. Между этими эмпатами будет большая разница, так как первые эмпаты могут без визуального контакта ощущать на себе эмоции, а вторые этого скорее всего никогда уже не смогут.

Так как все же развить эмпатию?

1. Уровень обучения

Вы должны при общении с человеком выделять эмоциональные нотки, жесты. Например, смотрели когда-нибудь сериал «Теория лжи» (Обмани меня)? Если, нет, то посмотрите, этот сериал четко показывает как с помощью мимики, жестов, реакции, тону голоса можно определить в каком состоянии человек находится, то есть то, что он чувствует. Когда вы сможете акцентировать правильно, без ошибок свое внимание на таких мелочах, вы можете увидеть эмоциональное состояние человека. Но пока вы не сможете перекладывать его на себя.

Практикуйтесь на улице, на друзьях, знакомых. Замечайте любые мелочи: неряшливость, волосок на пиджаке, прическа, макияж на лице, все это способно рассказать о человеке куда больше, чем вы думаете. Овладейте этим навыком.

2. Уровень обучения

Итак, теперь владея определенными навыками, вы можете знать, что происходит с человеком. Причем четко должны знать, а не мне кажется, что с ним происходит это. Никаких кажется, отточите свои навыки, пусть на это уйдут годы или месяцы, но вы не должны ошибаться.

Второй уровень обучения сложнее, так как на этом этапе вы должны переложить на себя те ощущения, повадки, тембр голоса, телодвижения на себя. Словно, вы это тот объект, которого вы чувствуйте. Чтобы вам было легче уйти в образ, надо сильную эмоциональную реакцию. Понаблюдайте внимательно за человеком, представьте, что он это вы, если вы полностью с ним слились, являетесь частью его жизни, вы наперед знаете, что он сделает и как поступит в той или иной ситуации. Вы словно живете его жизнью, не осуждая ее и не думая, что не так.

Вы единое целое. Вам комфортно в этом теле и жизни. Если он влюблен, вы тоже любите, если он чувствуют боль, вы тоже каждой клеточкой своего тела это чувствуете.

Этому намного сложнее научиться. Вам не обязательно владеть этим навыком, но вы никогда не станете настоящим эмпатом, пока не сможете на собственной шкуре ощутить, что человек чувствует. Вы словно смотрите в зеркало чужой жизни и видите в нем себя. Возможно, вам кажется это полной чушью и невозможным, вы ошибаетесь. Эмпат – это тот человек, который воспринимает чувства другого человека словно свои собственные. А никто не говорил, что чувства должны всегда быть хорошими.

3. Уровень обучения

Этот уровень дает возможность стать настоящим эмпатом. Эмпаты ведь не просто все чувствуют на себе, они умеют этим состоянием управлять. Первая возможность это выводить легко СЕБЯ из любого негативного эмоционального состояния. Вторая возможность выводить из негативного эмоционального состояния ДРУГОГО. Влиять на эмоции. Вот тут и начинается схожесть, то, чему так пытается научить нас психология и бизнес. Контроль эмоций и манипулирование другими путем эмоциональной связи.

Если вы отлично овладели первыми двумя уровнями обучения и навыками эмпата, контролировать все это вам не составит труда…