Как научиться вести интересные беседы, даже с абсолютно незнакомыми людьми. Как научиться вести диалог, когда любой разговор кажется невозможным Умение строить вести конструктивный диалог

    Задавайте продуманные вопросы. Для хорошей беседы нужны лишь двое. Со своей стороны сделайте все возможное, чтобы разговор был интересным. Для этого вы можете задавать вопросы, благодаря которым ваша беседа будет непринужденной.

    • Задавайте вопросы, на которые нельзя ответить односложно. Вместо того, чтобы говорить «Сегодня чудесный денек, не правда ли?», спросите «Как вы планируете провести этот чудесный день?» На первый вопрос человек может ответить «да» или «нет», что может означать, что разговор зашел в тупик. Задавайте вопросы, на которые ваш собеседник не сможет ответить односложно.
    • Задавайте вопросы, которые вам помогут понять точку зрения вашего собеседника. Если вы не понимаете до конца, чего хочет ваша дочь-подросток, вы можете сказать: «Ты сказала, что тебе не хватает свободы, и я вижу, что ты расстроена из-за этого. Что мы можем сделать, чтобы найти такой выход, который устроит и тебя, и нас с папой?»
  1. Учитесь быть активным слушателем. Быть активным слушателем означает принимать активное участие в беседе, отвечая на вопросы собеседника и задавая ему свои. Вы можете показать, что вы активный слушатель жестами и словами. Если ваш собеседник увидит, что вы внимательно слушаете его, он почувствует, что его ценят и уважают, а это, в свою очередь очень важно, если вы хотите построить интересную беседу.

    • Покажите собеседнику свою заинтересованность в его словах, используя жесты и язык телодвижения. Сохраняйте зрительный контакт во время разговора. Кроме того, кивайте головой, когда это уместно.
    • Кроме того, вы можете использовать выражения, которые покажут вашу заинтересованность в разговоре. Вы можете просто сказать: «Как интересно!» Или же вы можете сказать так: «Я этого не знал. Можешь мне подробнее рассказать о своих ощущениях, когда ты бежишь марафон?»
    • Еще один способ показать, что вы внимательно слушаете собеседника - это перефразировать его слова. Например, вы можете сказать: «Здорово, что вы решили стать волонтером в этой области. Я вижу, вам нравится учиться новому».
    • Если вы хотите научиться активно слушать, помните, что вам нужно внимательно слушать то, что говорит ваш собеседник, и думать об этом. Вместо того чтобы сидеть и пытаться сформулировать ответ, сосредоточьтесь на том, что вам говорят, и впитывайте информацию.
  2. Будьте искренним. Беседуя с человеком, покажите свой искренний интерес к нему. Возможно, вам хочется познакомиться со своим начальником поближе. Скорее всего, ваш начальник очень занятой человек, и у него нет времени на простые разговоры. Вместо того чтобы говорить о чем-то малозначительном, подберите тему, которая будет уместна в этом случае. Если вы работаете над проектом, вы можете попросить совет у начальника, как правильно работать с клиентом. Будьте искренни и покажите, что вы цените его мнение.

    • Возможно, у вашего соседа на доме висит футбольной команды. Вы могли бы искренне сказать: «Я заметил флаг на вашем доме. Вы, наверное, фанат "Зенита"?» Это простой способ начать разговор. Когда вы познакомитесь с человеком поближе, вы сможете обсуждать другие темы тоже.
  3. Найдите что-то общее. Если вы хотите быть хорошим собеседником, вам нужно научиться учитывать интересы вашего собеседника. Начните разговор с темы, которая объединит вас. Возможно, в начале вам придется задать несколько вопросов, чтобы найти общий язык с вашим собеседником, но это необходимо сделать, чтобы получить положительный результат.

    • Возможно, вы пытаетесь познакомиться поближе со своей золовкой, но понимаете, что вы очень разные люди. В этом случае вы можете поговорить о новом телесериале или книге, которые вы обе смотрели или читали. Возможно, вы обнаружите общие интересы. Если вам так и не удалось найти общих тем, поговорите о том, что нравится всем. Например, большинство людей любят вкусно поесть. Спросите, какое у нее любимое блюдо, и продолжайте разговор на эту тему.
  4. Будьте в курсе последних новостей. Следите за тем, что происходит в мире. Благодаря этому вы сможете поддержать разговор, если кто-то попытается заговорить с вами о текущих событиях. Каждое утро быстро просматривайте заголовки новостей. Благодаря этому вы сможете стать хорошим собеседником.

    • Еще один прием, который поможет вам стать хорошим собеседником, - следить за новостями культуры. Недавно вышедшая в свет книга, фильм или альбом - отличная тема для разговора с друзьями, коллегами или даже со случайными попутчиками по дороге на работу.
    • Старайтесь избегать противоречивых тем, таких как политика или религия, если не хотите вызвать спор вместо приятной беседы.
  5. Следите за языком тела. То, как вы держитесь и двигаетесь, имеет большое значение при общении лицом к лицу. Особенно важен зрительный контакт. Этим вы продемонстрируете свое внимание и вовлеченность в разговор.

    • Помните, что зрительный контакт вовсе не означает, что вы должны непрерывно таращиться на собеседника. Старайтесь поддерживать зрительный контакт примерно 50% времени, когда вы говорите, и 70% времени, когда вы слушаете.
    • Вы можете использовать другие невербальные сигналы во время беседы. Кивайте головой, чтобы показать, что вы понимаете, о чем идет речь или улыбайтесь, когда требуется положительная реакция.
    • Также не следует стоять неподвижно, будто статуя. Двигайтесь (только не слишком резко или странно, иначе собеседник может почувствовать неловкость или даже испугаться). Никто не запрещает вам видеть нога на ногу, если вам так удобнее, но в целом пусть ваш язык тела свидетельствует о том, что вам интересно разговаривать с человеком! Помните, что жесты могут быть красноречивее слов.
  6. Избегайте излишней откровенности. Это может смутить вас или вашего собеседника. Вы будете чувствовать себя неловко. Часто мы говорим что-то, не задумываясь, и почти тотчас жалеем об этом. Излишняя информация может поставить в неловкое положение и вас, и вашего собеседника. Чтобы не допустить излишней откровенности, будьте начеку в ситуациях, которые чаще всего к ней приводят.

Правила ведения диалога содержатся еще в народной мудрости – пословицах. Однако сегодня кажется, что многие из этих правил прочно забыты и учить нам их предстоит с самого начала. Сегодня в рамках рубрики Спор-площадка мы хотим познакомить наших читателей с правилом построения дискуссии, изложенным в работах академика Ю.В. Рождественского .

Совокупность сообщений, сделанных разными лицами по одному и тому же поводу, обычно называют в филологии диалогом, а каждое сообщение внутри диалога - монологом.

Можно выявить определенные речевые закономерности в диалогической “смене реплик”. Оказывается, что, и с точки зрения смысловой последовательности монологических высказываний внутри диалога, и с точки зрения формы и смысла каждой реплики, процесс чередования и наращивания высказываний в ходе диалога достаточно строго организован. Такая организация может возникнуть только вследствие применения особых правил ведения беседы. Только применение определенных правил построения диалога может связать отдельные высказывания в смысловую последовательность и дать каждому высказыванию в этой последовательности характерный тип, отличаемый от другого по форме и смыслу. В самом общем виде такие правила можно было бы охарактеризовать как своеобразное средостение между теорией расспроса и доказательства – с одной стороны, и логико-лингвистическими правилами различения высказываний по форме и смыслу – с другой. Для конкретизации этих правил в их наиболее простых формах достаточно выделить три главнейших вида высказываний - реплик диалога: побуждение, вопрос, повествование.

Изучение этикетных правил речевого поведения, связанных с тремя главнейшими видами высказываний (побуждение, вопрос, повествование), наиболее удобно проводить на материале элементарных устных сообщений. Устное сообщение ставит получателя текста перед следующим выбором типов ответных действий:

1) Словесный ответ с новым содержанием.

2) Действие (несловесное).

3) Пересказ.

4) Умолчание или отсутствие действия.

Получивший сообщение должен уметь различать разнородные последствия в зависимости от избранного способа речевого поведения. Такое различение последствий считается правильным поведением для слушающего и является исходным принципом приема сообщений. На основе этого исходного принципа рождаются различные общие правила, действующие при получении текста сообщений, а именно:

В соответствии с этим определяются отправные этикетные правила выбора ответных действий получателя текста сообщений. Рекомендуемыми способами действий получателя являются:

1) умолчание, если нет вопроса;

2) словесный ответ, если нет побуждения к неречевому действию;

3) пересказ другому лицу, если нет побуждения к неречевому действию или особого запрещения на речевое действие;

4) неречевое действие, если нет особого побуждения к бездействию.

Отправные этикетные правила речевого поведения восходят к самым основным культурно-историческим функциям языка и создаются для того, чтобы речевая коммуникация не прерывалась. Непрерывность речевой коммуникации обусловлена общественным характером языкового сообщества.

Отправные правила “смены реплик” являются фундаментом речевого этикета и требуют гибкого применения в каждом конкретном случае общения.

Так, например, если слушающих несколько, не следует отвечать на вопрос, не обращенный к тебе лично. Это этикетное положение может быть нарушено, если лицо, к которому обращен вопрос, не отвечает на него и, тем самым, не выполняет одно из основных правил речевого этикета.

Другой пример. Если даже сообщение по содержанию тривиально, рекомендуется не прерывать говорящего (ср. пословицу, формулирующую соответствующее правило: “Не любо - не слушай, а врать не мешай”).

Соблюдение речевого этикета – есть показатель развитой личности. Поэтому соблюдение правил речевого этикета контролируется стимулом признания элитарности личности участника беседы. Являясь критерием элитарности личности, речевой этикет есть одно из средств занять более высокое положение в обществе (в соответствии с пословичным выражением “элитарен тот, кто умеет “ступить и молвить “).

Рассмотрим основные правила речевого этикета, сведенные в таблицу:

Таблица. Говорящий/слушающий. Типы высказываний/ответов






























Слушающий: типы ответа


Говорящий: типы высказываний


Новое сообщение


Перессказ (репродукция)


Действие


Недействие и (умолчание)


Повествование











Побуждение





Примечание: знаком (-) в таблице обозначен тип ответа, не рекомендованный речевым этикетом; знаком (+) обозначен тип ответного действия, предписанный речевым этикетом; знаком (0) обозначен ответ, допускающий свободу выбора.

Данные таблицы показывают:

1)виды реплик различены типами ответа на них по-разному;

2)побуждение и вопрос исключают репродукцию (пересказ) текста; репродукция возможна только при повествовательных высказываниях;

3)вопрос и побуждение предполагают либо новое сообщение, либо новое действие;

4)повествовательное высказывание предполагает ответ любого типа или его отсутствие.

Помимо общих правил следования реплик, в диалоге существует много частных правил, определяющих построение каждой реплики. Эти правила задают конкретное содержание реплик, их правильность по отношению к конкретному содержанию предшествующей реплики или реплик. Эти частные правила построения диалога и монолога подробно представлены в пословицах о речевых отношениях.

ДИАЛОГ


Речевые отношения собеседников должны быть построены на основании формул вежливости : “Лошадь узнают в езде, человека - в общении”. Пословицы рекомендуют вежливую речь и запрещают невежливую: “Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани”, “Из дурного рта выходит только скверное слово” , как и оскорбление словом собеседника (о чем особо говорится в разделе “Правила для говорящего”).

Порядок ведения беседы.

а) Предпочтение слова перед бессловесным действием:

“Умный языком, глупый руками”.

б) Предпочтение слушанья перед говорением:

“Язык - один, уха - два, раз скажи, два раза послушай “.

в) Возможная значимость молчания на фоне всей беседы: “Молчанье - тоже ответ “.

Пословицы включают указания на типичные ошибки в построении беседы . Важнейшие ошибки:

1. “Отвечает тогда, когда его не спрашивают” - указание на ошибку в порядке ведения беседы.

2. “Дед говорит про курицу, а бабка - про утку” - указание на ошибку в теме беседы.

3. “Вы слушайте, а мы будем молчать ” - указание на ошибку в ответах умолчанием.

4. “Глухой слушает, как немой речь говорит” - указание на ошибку в избрании собеседника.

Указанные ошибки могут привести к прекращению беседы.

Соблюдение всех трех групп правил делает человека искусным в беседе, “удобным” собеседником: “Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется “.

Все вышеперечисленные правила установления речевых отношений дают следующую картину. Формулы вежливости, на соблюдении которых настаивают пословицы, обеспечивают возможность становления диалога, так как представляют собой систему своеобразных “парольных слов”, создающих уверенность в возможности начала и продолжения беседы.

В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, отдавая предпочтение беседе перед неречевым занятием, выслушиванию собеседника перед своей речью и, наконец, “умея промолчать”, не нарушая этикета беседы. Эти три основных правила позволяют бесконечно продолжать речь, так как отсутствие неречевого действия предполагает переход к речи, выслушивание вызывает речь, а достойное умолчание не прерывает речи.

Все, что может прервать речь или сделать ее неплодотворной, считается ошибочным. Такими ошибками может быть избрание не того собеседника, нарушение темы беседы и порядка ее ведения. Эти ошибочные действия запрещаются пословицами.

МОНОЛОГ

Монолог, как уже отмечалось, является частью диалога и представляет собой сообщение, сделанное одним лицом другому лицу (или другим лицам) в ходе диалога. Особенности монолога определяются этикетными правилами построения монологического сообщения и его принятия, иначе - правилами для говорящего и правилами для слушающего.

Правила для слушающего

А. Необходимость искать различие в содержании речи, получаемой от разных лиц. Например,“Сто человек - сто мнений”.

Смысл состоит в предписании выслушать и отдельно изучить каждое полученное сообщение, так как в нем изначально следует предположить возможность нового знания: “Рты у всех одинаковые, головы у всех разные “.

Б. Деление полученных высказываний на истинные и пригодные и/или ложные и непригодные. Например,“Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются”.

В устной речи, где содержание слито с индивидуальностью говорящего, истинность и пригодность высказывания должны быть определены сами по себе, независимо от того, кем высказывание произнесено.

В. Необходимость отделять характер лица говорящего от содержания высказывания.

1. “Не принимай решения, выслушав только одну сторону”.

2. “Все шакалы одинаково воют”.

3. “Одному нравится попадья, другому - попова дочка “.

В то же время само содержание высказывания должно пониматься как независящее от характера говорящего.

4. “Иногда и дурак умное слово молвит” .

5. “Чрезмерная мудрость хуже глупости”.

В противопоставлении “умный” - “глупый” различается истинность и полезность содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего.

Г. В содержании высказывания и в самой речевой ситуации следует распознавать намерения и интересы говорящего .

1. “Человек спрятан за своими словами, хочешь узнать человека – вслушайся в его речь”.

2. “Лиса знает сто сказок и все – про курицу”.

Предлагается соотносить содержание высказывания с характером говорящего и объяснять хотя бы часть содержания, исходя из намерений и интересов говорящего.

Д. Следует помнить о возможной “неискренности” говорящего, способного иметь цель такого воздействия на слушающего, которое идет в ущерб слушающему.

1. “Если бы неискренность горела, дрова были бы вполовину дешевле “.

2. “Зайцу говорит “беги”, борзой говорит “лови”.

3. “Не доверяй человеку, хвалящему тебя”, “Кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе “.

Способ обезопасить себя от “неискренности”, т.е. от воздействия говорящего, способного нанести ущерб слушающему, состоит в соотнесении высказываний говорящего, сделанных им в разное время разным лицам. При нахождении в содержании высказываний противоречия, обнаруживающего лесть или осуждение третьих лиц, служащих косвенным способом льстивого завоевания расположения слушающего, следует отвергать мнение и побуждение к действию, содержащиеся в высказывании говорящего.

Е. Пословицы предлагают способы оценки общих особенностей содержания высказывания самого по себе, независимо от характера говорящего, его намерений и интересов.

1. Нелогичность вывода: “Начал за здравие, кончил за упокой”.

2. Непонимание ситуации: “Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли “.

3. Хвастовство и нереальность (вымышленность описания): “Родился раньше отца и пас дедовский табун “.

4. Неопределенность суждения: “Женили “если” и “разве” и родилось у них “если бы, да кабы”.

5. Несовпадение формы выражения и содержания: “Буквы кривые, да смысл прямой”.

6. Наличие иносказания: “Плоха та шутка, в которой нет половины правды “.

Ж. Пословицы указывают на типичные ошибки в построении высказывания.

1. Бессмысленное подражание другим: “Раз модно - пусть хоть трахома “.

2. Безосновательные мечтания: “Мыслями на троне, задницей в грязи “.

3. Безосновательное самооправдание: “Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой”.

4. Неуместная щепетильность: “Балка нужника упрекает мельничную сваю за грязь”.

5. Приписывание себе чужих заслуг: “Конь скачет, а всадник похваляется “.

6. Непонимание своего истинного положения: “Его из деревни гонят, а он просится в старосты”.

7. Непонимание сути событий: “Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб”.

8. Некомпетентность критики: “Каждый может ругать выстроенный дом, но не каждый может его построить”.

9. Некомпетентные советы: “Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других”.

10. Лицемерие: “Нет, нет, взять не могу, положите мне вкарман”.

11. Искажение истины в гневе: “Гнев шагает впереди, ум сзади”.

12. Самомнение и зависть: “Свой ум и чужое богатство всегда сильно преувеличивают”.

13. Неосновательность суждения: “Причину и пластырь можно приклеить куда угодно”.

14. Невежество: “Люди не любят того, чего не знают”.

В целом фольклорные правила для слушающего могут быть сведены в своеобразную программу , где полученное сообщение проходит серию осмыслений и проверок :

а) внимательно отнестись ко всем полученным сообщениям;

б) предположить возможность опасности и/или ошибочности, содержащихся в принятых сообщениях;

в) в целях правильной оценки принятых сообщений разделить содержание сообщения и характер говорящего;

г) распознать намерения и интересы говорящего, стоящие за его речью, в зависимости от характера его личности и прежних высказываний;

д) отклонить высказывания, имеющие цель побудить слушающего совершить недолжный поступок;

е) установить позитивный смысл полученного сообщения.

Правила для говорящего

Правила для говорящего строятся в целом на предостережениях об опасности слова.

А. Как уже отмечалось, говорящий, прежде всего, должен обеспечить ненанесение ущерба, который слово может причинить слушающему (“Ножом убивают в безлюдном месте, словом - на людях”), и предупреждение возможных дурных последствий от высказывания при его передаче (“Все беды человека от его языка “), а также предусмотреть прямой ущерб самому себе от ошибочного высказывания.

1. “Корову ловят за рога, людей за язык”

2. “Слово - стрела, выпустишь - не вернешь”.

3. “Сердце глупца - в его языке, язык умного - в его сердце”, “Лучше захромать на ногу, чем на язык”.

Предписывается осторожность со словом, коль скоро:

а) сказанное может обернуться против говорящего;

б) сказанное - однократный акт, не допускающий переделок;

в) сказанное - признак “ума” или “глупости” говорящего, в зависимости от содержания сказанного.

Б. Следующая группа правил касается характера внутренних действий со словом. Например,

1. “Прежде чем говорить, подумай о смысле слов”.

2. “Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь”.

3. “Если боишься, не говори, если сказал - не бойся “.

Эта группа правил предписывает:

а) всестороннее обдумывание будущего высказывания;

б) обязательную “фильтрацию” высказываний во внутренней речи путем отбора годных к произнесению высказываний внутренней речи;

в) точное и отчетливое произнесение отобранных высказываний внутренней речи.

В. Классификация типичных неправильностей в произносимых высказываниях. Например:

1. Противоречие содержания речи и ситуации общения: “Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя”.

2. Тривиальность содержания высказывания для слушающего: “Учит рыбу плавать”.

3. Многословие: “Веревка хороша, когда длинна, а речь, когда коротка “.

4. Повторение одного и того же содержания в данной ситуации общения: “И хорошее слово хорошо один раз”.

5. Ложь, т.е. намеренно неверное представление действительности в речи: “У лжеца дом сгорел - никто не поверил”, “Где правда бессильна, и ложь не поможет”, “Чем плохо скрывать, лучше хорошо признаться”, “Пусть рот кривой, лишь бы слова были прямые”.

6. Снижение ценности высказывания по причине неверного выбора слушающего: “Мечет бисер перед свиньями”, “Услаждает на лютне слух буйвола”.

“Если хочешь возвысить человека - возвысь, хочешь унизить - тоже возвысь”; “Стреляет криво - попадает прямо” (об иносказании); “Умный винит себя, глупый - товарища” и т.п.

Правила речевого поведения для говорящего построены как программа действий, имеющих определенную последовательность :

а) Предписывается произвести тщательную умственную работу над словом, поскольку произнесение есть однократный акт, не допускающий переделок, а сказанное может обернуться против говорящего.

б) Предписывается обдумывать высказывания во внутренней речи, отбирая годные к произнесению.

в) Рекомендуется обдумывать отобранные к произнесению высказывания на основе отсутствия в них следующих признаков: противоречие ситуации общения, тривиальность содержания, многословие, повтор уже сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценивание содержания в зависимости от характера и опыта слушателя.

Итак, правила речевого поведения для говорящего и правила речевого поведения для слушающего представляют собой две противопоставленных друг другу программы речевых действий [см. блок-схему “Правила ведения речи”]. Сравнение обеих программ показывает, что данное противопоставление носит целостный характер. Ни одна отдельная операция в программе для слушающего не соотносится с какой-либо отдельной операцией в программе для говорящего, но обе программы в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего. Анализ высказываний, совершаемый слушающим, определяет действия и характер оценок говорящего. Таким образом, реализуется общее правило - действия слушающего имплицируют действия говорящего.

Общение – величайший дар, который дан нам природой и при правильном подходе может сделать нашу жизнь замечательной. Древние римляне возвели умение вести диалог в разряд искусства. В наше время коммуникативные умения напрямую связаны с успехом в бизнесе и во всех остальных сферах жизни.

Специфические особенности современности несколько отличимы от времен древних цивилизаций. Но некоторые простые методические советы позволят вам усвоить успешное построение любого вида беседы, будь то деловой или бытовой диалог. Соблюдая эти правила, вы расположите к себе собеседника, делая разговор продуктивным и приятным во всех отношениях.

Эмоциональная составляющая общения

Люди – не машины. И заурядный обмен информацией не является полноценным общением в человеческом обществе. Информация во взаимодействии с эмоциональной составляющей является человеческим общением.


Важно!!!

Психологический анализ будущих собеседников – важнейшая составляющая успеха в предстоящем разговоре

Исходя из этого, подготовка к диалогу предполагает общие представления о психологическом типе будущего собеседника для продуктивного эмоционального влияния на него с вашей стороны. С другой стороны, вы будете знать, чего ожидать от партнера по диалогу. Поможет в беседе знание об интересах другой стороны. Задев эту тему вы заинтересуете человека, а, выбирая тональность и стилистическую манеру речи сделаете разговор обоюдоинтересным и плодотворным.


Правильный баланс между повествованием и слушанием

Решение этого вопроса напрямую влияет на успех или провал в беседе. Если собеседник чрезмерно напорист в разговоре и выбрасывает на вас огромное количество информации, не нужно выставлять эмоциональный барьер (и тем более выражением лица показывать негативное отношение к происходящему).

Важно!!!

Правильное соотношение выдаваемой и получаемой информации в разговоре – залог контроля диалога


Примите во внимание намерение другой стороны таким образом войти с вами в тесный коммуникативный контакт. Бывает и ситуация кардинально противоположная. Вялая реакция собеседника на вашу коммуникативную активность. В таком случае умерьте ваш информационный бум и предоставьте собеседнику посредством наводящих вопросов высказывать свою точку зрения на поднимаемые темы. Таким образом, управляйте процессом разговора, придавая ему требуемое направление.


Использование в разговоре личностных переживаний собеседника

Ваш собеседник – обычный человек, которому присущи житейские проблемы и внутренние переживания. Внимательное наблюдение за поведенческими моментами во время коммуникативной деятельности позволит вносить необходимые коррективы в разговор. Выражение глаз, мимика, тон голоса подскажет вам, какие проблемы переживает ваш собеседник.


Мягко поинтересуйтесь о причинах переживаний с проявлением участия. Если в жизни у вас были схожие проблемы, это сблизит вас с собеседником и поможет найти взаимопонимание в разговоре.

Здесь необходимо быть внимательным, поскольку излишнее напоминание о неприятных ситуациях в жизни может негативно сказаться на эмоциональном настрое вашего партнера по коммуникации. В таком случае необходимо прекратить обсуждение данной темы и переключиться на нейтральную во избежание раздражительности у собеседника и переосмыслить причины проявление у него негативных эмоций.


Применение разнообразия приемов ведения разговора

Правильное выражение лица в зависимости от различных этапов ведения разговора важная деталь коммуникационных действий. Это поможет вам выказать собеседнику свою заинтересованность посредством формы лини губ или кивания головы, выражая сопереживание или соглашаясь со сказанным.

Совет

Уделите внимание жестам там, где они будут уместными, для придания положительной эмоциональности. Можно незаметно повторять те же движения, что и собеседник. Это подсознательно будет располагать его к вам (здесь важно не перегнуть палку, чтобы это не выглядело как издевка).


Как правильно общаться с людьми и развить навыки общения

Вывод:

Подготавливаясь к беседе, проведите анализ психологического портрета будущего собеседника для контроля разговора с помощью эмоциональной составляющей. Слушание и повествование должны находится в правильном соотношении. Используйте в диалоге жизненные проблемные ситуации собеседника, подбадривая и давая практические советы по их разрешению из своей практики. Используйте мимику и жестикуляцию для эмоционального усиления вашей вовлеченности в разговор.


Приемы эффективного общения

Как правильно вести беседу

Почему некоторые могут легко заводить знакомства, в то время как другие люди очень замкнуты и не умеют этого делать? Ведь все мы рождаемся с одинаковыми способностями: не умеем ходить, говорить, знакомиться с людьми и т.д. Будучи детьми, мы полностью выражаем себя и веселимся. Одни люди сохраняют этот внутренний запал с детства, в то время как другие под влиянием окружения его теряют. Что же с этим делать? Как вернуть былую уверенность в себе и научиться общаться с людьми? Расскажем в статье.

Почему стоит заводить знакомства и общаться с людьми

Как думаете, сильно ли влияет на нас окружение? Вспомните, какими мы были беззаботными в детстве и как легко заводили знакомства. Но затем начали неосознанно учиться у окружающих и СМИ, как себя вести “ правильно« . Насколько сильно мы изменились? На 100%, за редким исключением. Окружение оказывает огромное влияние на нас. Как говорит один популярный бизнес-консультант:

Покажите мне 5 человек, с которыми вы проводите больше всего время, и я скажу вам, насколько вы богаты .

То же самое относится и к здоровью, отношениям, уровню образованности и другим сферам жизни. Поэтому очень важно знать, как общаться с новыми людьми, чтобы заводить знакомства с теми, кто будет вам полезен и сделает вашу жизнь лучше.

Конечно, можно сопротивляться влиянию окружения. Но всё-таки люди, с которыми ты проводишь свое время , влияют и изменяют нас сильней. И именно поэтому нужно самим выбирать окружение, а не предоставлять всё на волю случаю.

Почему нам иногда бывает “ нечего сказать”

Иногда возникает вопрос: “ Как начать общаться с новыми людьми, если я не знаю, что им сказать после «Здравствуйте!»”. Все мы сталкивались с такой проблемой. Нам хочется произвести позитивное впечатление на человека, но все слова и мысли как будто испаряются. Из-за этого мы испытываем дискомфорт и чувствуем себя какими-то “ неправильными” .

На самом деле нам всегда есть, что сказать. Это страхи блокируют ваш навык общения. Из-за боязни мы ограничиваем темы, на которые можно вести разговор, чтобы:

  • Не показаться глупыми
  • Не оскорбить собеседника
  • Не произвести негативного впечатления о себе и т.д.

В итоге выходит так, что мы либо вообще не можем ничего сказать, либо произносим посредственные вопросы вроде “ Как дела?” или “ Как прошёл день?” , которые на самом деле не значат ничего. Они задаются просто для того, чтобы заполнить пустоту.

Но откажитесь от этих запретов и позвольте разговору идти в неизведанном направлении. Знаете какая беседа идёт по ровной линии? Скучная. Поэтому просто говорите обо всем, что может прийти в голову. Задавайте вопросы и потом важно не самому говорить, а намного важнее уметь слушать своего собеседника. Снимите все блоки! Даже если вы случайно заденете собеседника – всегда есть возможность искренне извиниться.

Не бойтесь вести разговор в своем направлении

Как правильно общаться с новыми людьми? Так, как вам этого хочется: можете слушать собеседника, а можете сами вести разговор. Если с первым вариантом всё просто, то как быть со вторым? Что значит вести разговор и как делать это эффективно?

Поговорим об этом.

Вам интересно слушать людей, которые увлечённо рассказывают о чём-либо? Наверняка да. Обычно мы заражаемся тем энтузиазмом и энергией, которую излучают эти люди, разговаривая на свои любимые темы. Даже если изначально тема не была нам слишком интересна.

Поэтому если вы хотите захватить инициативу в разговоре и вести его в свою сторону – смело делайте это. Ненавязчиво переведите беседу в то русло, которое вам интересно, и увлечённо рассказывайте об этом.

Где брать темы для интересного разговора?

Самый интересный разговор происходит тогда, когда вы вообще не знаете, о чём будете говорить с человеком. Потому что такая беседа, как американские горки: то поднимается резко вверх, то слетает вниз, а затем резко поворачивает направо на огромной скорости. Это не то же самое, что вести скучную беседу по плану.

Но как общаться с людьми, чтобы было интересно? Где брать темы для разговора? И как развить беседу в интересное и захватывающее русло? Как наладить контакт?

  1. Посмотрите вокруг и найдите что-нибудь интересное. Допустим, вы на какой-либо встрече с множеством людей. На таких встречах огромное количество потенциальных собеседников, итак: подойдите к незнакомому человеку или к своему другу и расспросите его, с какой целью он пришёл сюда. Заодно поделитесь и своими мыслями что бы поддержать разговор.
  1. Вспомните увлекательные истории из жизни. Если вы хотите быть очень интересным собеседником – заучите некоторые из них наизусть. Отработав при этом паузы в нужных местах, смену интонации и прочее. Когда вы начнете разговор вы будете меньше волноваться.
  1. Задайте себе вопрос: что бы я мог спросить у собеседника. И старайтесь повторять его до тех пор, пока не найдёте что-нибудь интересное. Наш мозг устроен так, что изначально он даёт самые простые и очевидные решения, но со временем начинает копать всё глубже и глубже. Используя этот вопрос, вы сможете вести содержательный диалог.
  1. В крайнем случае используйте стандартные вопросы: кино, музыка, спорт и т.д. Эти темы можно тоже развернуть в интересное русло.

Как развить разговор и сделать его интересным? Слушайте собеседника и спрашивайте о деталях повествования, можно задавать уточняющие вопросы. Все дело в деталях – это обычное самое интересное. К тому же вы покажете человеку, что вы внимательно его слушаете, а не просто стоите перед ним и киваете. Умение слушать и слышать вашего собеседника даст вам кучу тем для общения с новым собеседником.

Как заводить знакомства с незнакомцами

О чем говорить мы поговорили выше теперь немного практики. Как начать общаться с людьми, заводить знакомства на работе, учёбе, различных мероприятиях или просто на улице? Как показаться привлекательным для других людей?

Для этого есть несколько правил:

  • Используйте не только слова, но и интонацию голоса, мимику и язык телодвижений

Согласитесь, гораздо интереснее общаться с человеком, который в процессе разговора:

  • говорит громко,
  • изменяет интонацию голоса в интересных и значимых местах рассказа,
  • задействует руки чтобы что-то либо показать
  • и открыто выражает эмоции на лице посредством мимики.

Обратите внимание на этот важный навык, он значительно улучшит вашу речь. Применяя эти простые советы вы сможете вести диалог более живо и интересно, чем те, которые разговаривают монотонно и находятся в зажатых позах. С такими активными людьми охотно заводят знакомства.

  • Улыбайтесь

Всем нравятся видеть на лицах окружающих людей искренние улыбки. Улыбка требует от вас сделать эмоциональное вложение в разговор, но вы будете вознаграждены.

Поэтому, заводя знакомства, улыбайтесь чаще – так окружающим ваша внешность покажется более доброжелательными, и они вряд ли откажутся с вами познакомиться.

  • Общайтесь с незнакомыми так, как будто вы говорите с близкими людьми

Не напрягайтесь, когда хотите поговорить с незнакомым человеком. Представьте, что он вам давно знаком. Думаете, это странно? Но поставьте себя на его место: неужели вам было бы приятно, если бы люди вокруг боялись вас и нервничали при разговоре с вами? Конечно же нет. И окружающие вас люди тоже этого не хотят.

  • Зрительный контакт поможет достичь успеха в разговоре

Смотрите собеседнику в глаза, когда общаетесь. Лишь иногда отводите взгляд, чтобы это не выглядело странно.

Для того чтобы завести знакомство, можете использовать еще несколько поводов:

  • обсудить цель встречи (если вы на мероприятии);
  • узнать, как обстоят дела в компании,
  • какие здесь люди (если вы первый день на работе);
  • что привело вашего собеседника в это учебное заведение (если на учёбе).

Не задавайтесь вопросом “ Как правильно общаться с людьми” . Он неверен сам по себе. Ведь никаких запретов и верных путей развития разговора нет.

Просто будьте активными: постоянно общайтесь с новыми людьми. Тогда у вас появится интересный круг общения, и вы разовьёте свои навыки коммуникации.

Как перестать бояться общественного мнения

Почему мы не можем завести знакомство и просто пообщаться с незнакомым человеком? Это может случиться во время первого дня на учёбе или работе, при посещении какого-либо мероприятия или просто во время прогулки, если вы встретите привлекательного мужчину или женщину, с которыми хотели бы познакомиться.

Как только у нас появляется желание пойти и заговорить с человеком, нас атакуют примерно такие мысли:

  • А что если этот человек откажет мне в знакомстве?
  • А что если я буду выглядеть неуверенно?
  • А что если мне нечего будет сказать и т.д.

Для того чтобы убрать эти мысли, необходимо знать немного психологии общения. А именно: как перестать бояться мнения окружающих.

Никто не хочет выглядеть неуверенным в себе человеком, но проблема в том, что если вы будете об этом постоянно думать – именно так и будете выглядеть.

Что же с этим делать?

Идти навстречу своему страху и понять, что с вами ничего плохого не случится. Никто вас не побьёт за попытку познакомиться, не будет вспоминать каждый день и смеяться над глупостью, которую вы сказали или что-то ещё.

Когда вы сделаете достаточно попыток познакомиться и поймёте, что мнение других ничего не значит – и то, что никто не думает о вас – вы расслабитесь и страхи просто исчезнут. Вы станете уверенным в себе человеком и сможете легко начать разговор с любым человеком.

Никто не будет снимать на телефон ваши неудачные попытки познакомиться и выкладывать их в интернет. Никто не будет рассказывать это вашим знакомым и друзьям. Потому что фокус каждого человека находится на нём самом. Вы – центр внимания для себя. И каждый человек – точно такой же центр внимания для себя. Мы озабочены своими проблемами и нам нет никакого дела до того, чтобы оценивать других людей.

Все люди думают, что окружающие их оценивают. Но это иллюзия: все озабочены собой и не думают о вас .

С одной стороны может показаться немного печальным тот факт, что никому нет дела до вас. Но посмотрите на это с другой стороны: вы можете делать то, что захотите. Знакомьтесь и спокойно общайтесь с новыми людьми, если того захотите. Многим будет приятна ваша компания.

Упражнения на стирание страха перед общественным мнением

Ваш страх общения это ваш «монстр». Только тогда, когда вы избавитесь от этого “ монстра” , который забирает у вас все темы для разговора и заставляет чувствовать себя не комфортно, вы начнёте запросто знакомиться с новыми людьми.

Вам важно создать правильное отношение к другим людям. Какие упражнения вам в этом помогут?

  1. Прогуливаясь по улице, говорите “ Привет” или “ Здравствуйте” незнакомым людям.
  1. Если первое упражнение слишком просто для вас – спрашивайте время или направление к какому-либо месту у людей.
  1. Делайте комплименты незнакомым людям. Можете их остановить, сказав примерно следующее: “ Здравствуйте! Остановитесь пожалуйста на секунду. Я хотел сказать, что у вас отличный стиль!” . Затем можете пожелать хорошего дня и просто пойти дальше. Помните о том, что этим вы ничего плохого человеку не делаете, а наоборот – можете поднять его настроение.

Если для вас эти упражнения некомфортны – значит их обязательно нужно выполнить. Почему? Потому что, в первую очередь это покажет вам, что большинство людей дружелюбны и совсем не против поболтать с вами. И во вторых то что вы осознали свою проблему и действительно хотите побороть свои страхи

Конечно же, не все будут отвечать. Но проблема обычно не в вас: большинство людей погружены в свои мысли настолько, что ничего вокруг не слышат. Либо у них совсем нет энергии, чтобы ответить вам.

Так что не беспокойтесь насчёт того, если вас проигнорируют. В этом вся суть упражнения – чувствовать дискомфорт и понимать, что с вами ничего плохого не случится, если вы заговорите с незнакомыми людьми. Будьте вежливым и тактичным собеседником тогда максимум, что с вами сможет произойти – это то, что вас проигнорируют.

Работа над собой

Постоянное общение – одна из важных составляющих развития навыка коммуникации. Но иногда проблемы, из-за которых мы боимся общаться, могут быть глубже. Поэтому стоит поработать над следующими моментами:

  • Примите себя такими, какие вы есть. Если в данным момент вы не сможете резко измениться, тогда зачем об этом беспокоиться? Разве излишняя озабоченность поможет вам? Конечно нет.

Научитесь любить себя. В этом поможет следующее:

  • чаще сами себя хвалите,
  • не давайте контроль над вашей самооценкой в чужие руки;
  • ведите дневник успеха, в который записывайте каждую свою победу

Поступая так вы перестанете зацикливаться на своих ошибках.

  • Не убегайте от тяжёлой работы и страха. Если столкнётесь с чем-то, что, как вам кажется, не сможете преодолеть, просто скажите себе: “ Да, это будет тяжело, но возможно. По крайнем мере я попытаюсь и если получится неудачно – приобрету опыт общения” .

Это будет полезно, если вы захотите познакомиться с каким-либо человеком, но вас застигнет один из страхов, которые мы описывали в предыдущих главах.

  • Научитесь быть терпеливыми. Развивать навык общения можно бесконечно. Это как с заточкой меча: сколько бы вы его не точили – это никогда не будет идеальная заточка.

Вы должны хотеть развить навык общения, но в то же время не заботьтесь о результате. Потому что это будет мешать вам развиваться в общении. Просто работайте над собой и хвалите за каждое достижение: новое знакомство, выполненное упражнение, интересный разговор с кем-либо и т.д.

  • Читайте больше художественной литературы. Чем больше у вас словарный запас, тем более интересно и грамотно вы сможете вести диалог. Что читать? То, что вам по вкусу: можете классику, можете – детективы, а можете – романы.

Главное чтобы чтение приносило вам удовольствие – это поможет вам не останавливаться и научиться общаться с незнакомыми людьми.

  • Учитесь быть весёлыми и открытыми. Почему это так важно? Потому что подходя к людям, главная ценность, которую вы можете дать – это позитивные эмоции. А их можно вызвать, если вы открытый и весёлый человек.

Можете делиться своими неудачами в разговоре и посмеяться над ними – это один из лучших способов расположить к себе собеседника и расслабиться.

Завершение

Самое главное, что вам стоит запомнить о том, как научиться общаться с людьми – это пробуйте заводить знакомства с новыми людьми. Чтение полезного материала, вроде этой статьи – это всего лишь помощник. Вам нужно постоянно действовать, чтобы развить навык коммуникации.

  • продолжайте начинать разговоры,
  • будьте тактичны,
  • вежливы,
  • улыбайтесь,
  • проявляйте инициативу,
  • сохраняйте зрительный контакт,
  • задавайте вопросы,
  • главное внимательно слушайте собеседника,
  • думайте о нем,
  • будьте раскованными,
  • двигайтесь вперёд и не ожидайте результатов.

Поэтому забудьте о том, что о вас подумают другие люди и учитесь! Запомните: мы получаем ценные уроки не только от успешных попыток, но также и от провальных. Пожалуйста поделитесь вашим опытом в комментариях.

Мир людей сегодня, как и многие столетия назад, основывается на общении. Конструктивный диалог - это отличный способ достижения самых разных коммуникативных целей. От качества коммуникативных умений зависит успех человека в бизнесе и саморазвитии, социуме и семейных отношениях.

Определение

Чем отличаются друг от друга общение конструктивное и обыкновенное? Целью, ради которой ведется беседа, и стилем общения. Обыкновенный разговор - это обмен эмоциями и информацией. Целью конструктивного разговора выступает упорядоченный поиск истины, ответов на вопросы, которые формируют мировоззрение человека.

Важно запомнить разницу между обыкновенной беседой и конструктивным диалогом. Если коммуникация бесцельна, после разговора остаются лишь позитивные или негативные эмоции и некоторая полезная либо бесполезная информация, что не является конструктивным взаимодействием.

Люди желают достигнуть полного понимания обсуждаемого вопроса, прийти к консенсусу. Они не прекращают общения до тех пор, пока их взгляды на выбранную тему разговора не совпадут.

По окончании конструктивного диалога у собеседников формируется новое представление о некоем предмете, факте либо истине, которое позитивно влияет на качество их жизни.

Следующий признак конструктивного общения логически проистекает из предыдущего. Это значит уважительный, упорядоченный стиль ведения беседы.

Участники такого взаимодействия обсуждают крайне интересные, важные и сложные вопросы. Природа человеческой психики проявляется в том, что собеседники во время такой беседы открываются, чувствуют себя свободно, без стеснения выражают свое мнение только тогда, когда все участники разговора демонстрируют спокойную, вежливую вовлеченность в обсуждение выбранной темы.

Следующие факторы нарушают ход конструктивного диалога, вызывая у собеседников стойкое нежелание общаться дальше:

  • крик, повышение голоса;
  • сарказм;
  • невнимательность к чужому мнению;
  • высмеивание других участников разговора.

Все вышеперечисленные факторы делают диалог неконструктивным, потому как тормозят поиск истины, ради которого он и затевался.

Умение слышать собеседника

Первейший из навыков конструктивного общения - это умение не просто слушать, но и слышать собеседника. Благодаря этому возможно нахождение истины и приход к общему знаменателю в процессе взаимодействия этого типа.

Довольно часто люди, зная, что такое конструктивное общение, нарушают его правила. Обсуждая знакомые темы, вещи, о которых имеют более или менее устойчивое представление, они не удосуживаются внимательно слушать собеседника: «Зачем время терять?».

Едва один закончит фразу, другой уже отвечает, не уловив сути высказывания . Это означает, что он свято уверен, что не может услышать ничего нового.

Может быть, человек в прошлом уже вел беседы на эту же тему с другими людьми. Пусть даже с множеством людей. Дает ли это ему право на абсолютную истину? Нет, потому что взгляды его теперешнего собеседника могут разительно отличаться от точек зрения участников прошлых бесед, поэтому так важно внимательно слушать и стараться понимать друг друга, улавливать суть вещей. Читать между строк.

Беседа, нарушающая это правило, получается односторонней. Первый участник вынужден «уйти в глухую оборону», потому что его постоянно перебивают, не дают высказаться; второй искренне полагает, что уже ответил на все заданные и незаданные вопросы и поэтому очень доволен собой.

А как быть, если внимательно выслушав собеседника, увидев его картину мира, его мысли и идеи, человек не почерпнул для себя абсолютно ничего нового? Уместны ли в этом случае готовые ответы, или стоит «копнуть поглубже»?

Верным ответом будет являться второй вариант, потому что основная цель конструктивного общения - исправление или дополнение картины мира собеседников, т. к. она может быть неполной или замусоренной ложными фактами и домыслами.

Собеседник, картина мира которого чиста и полна, должен сначала изучить видение другого участника беседы, опровергнуть все ее несуразности, дополнить неточности, а уже потом выдавать «на-гора» готовые ответы, сколь бы они ни были мудры и правдивы. В противном случае истина будет воспринята как нечто чужеродное, мудреное, сложное для понимания.

Правила спора

Древние греки - известные мастера полемики - называли искусство спора эристикой. И они совершенно не зря именовали спор искусством. Конструктивное общение - это процесс, который должен принести моральное удовлетворение обеим сторонам, служащий для достижения основной цели беседы - познания истины и корректировки картины мира. Важно соблюдать несколько простых правил.

Первое, на что стоит обратить внимание еще перед началом беседы, - это настроение и самочувствие оппонента.

Насколько бы ни была интересна тема, которую необходимо обсудить, нормального общения не получится, если одна из сторон разговора:

  • раздражена;
  • подвержена влиянию сильного стресса;
  • куда-то спешит или очень занята;
  • плохо себя чувствует и т. д.

Психологи не рекомендуют злоупотреблять в разговоре резким отрицанием. Вместо простого, но категоричного «нет» лучше сказать «Согласен, но…» или «Отлично, однако…». Употребление таких форм сглаживает общую напряженность и помогает беседе стать более продуктивной.

Этот прием идет на пользу обоим участникам разговора. Тот, кто употребляет вышеназванные формы, как бы говорит другому, что принимает его мнение, но желает высказать свою, несколько отличную точку зрения.

Еще одно важное правило конструктивного общения: никакой сухости! Диалог - это беседа двух и более лиц, а не монолог одного из участников беседы, изредка прерываемый односложными фразами другого или других.

Озабоченные поисками истины, исправлением и дополнением картины мира оппоненты должны принимать в равной степени живое участие в разговоре. Это правило работает даже в отношении людей молчаливых, которых природа обделила ораторским талантом.

Дискуссия, направленная на познание истины, не может проводиться в официальном тоне. Это неприятно. Сухой официоз не позволяет собеседникам чувствовать себя свободно, без стеснения выражать свое мнение.

Каждому участнику беседы нужно всем своим видом выказать расположение к собеседнику и уважение к его ценностям, чтобы установить доверительную атмосферу равенства и творчества.

Уважение к собеседнику

Часто по самым разным причинам оживленная беседа прерывается, повисает долгая неловкая пауза. В такой ситуации бывало абсолютное большинство. Люди, интересующиеся вопросами общения, отмечают, что многие в таком случае начинают почти рефлекторно «нести околесицу» для того, чтобы заполнить коммуникативную пустоту. Это большая ошибка.

Зачем тратить время - и свое, и оппонента - на пустые, лишенные смысла речи, которые не могут приблизить к познанию истины? Выход из данной ситуации гораздо проще. Если обе стороны согласны с тем, что полемика окончена, и им обоим больше нечего сказать, то лучше попрощаться и разойтись, ибо цель достигнута. Беседа закончена.

В коротких паузах нет ничего плохого. Они помогают оппонентам «разложить по полочкам» усвоенную информацию, чужое мнение и его доказательства, а также подготовить свои контраргументы. Паузы позволяют собраться с мыслями. Вот почему от маленьких передышек обоим собеседникам бывает только польза.

Перечисленные выше правила - далеко не полный перечень законов, по которым мастера эристики ведут спор. Это искусство позволяет изучившему огромный свод его правил, законов и древнегреческих «лайфхаков» практически со стопроцентной вероятностью убеждать собеседника в чем угодно, подталкивать людей к каким угодно выводам и действиям.

Психологические нормы

Существуют определенные правила, касающиеся психологической ситуации общения. Обычно их называют принципами конструктивного диалога. Рассмотрим основные ниже.

Принцип равной степени безопасности общения для обоих участников диалога значит невозможность и нежелание причинить какой-либо вред или ущерб партнеру по информационному обмену.

Принцип децентрической направленности. Общение ведется с целью получения процветания дела, которое обсуждается. Поэтому недопустимо во время конструктивного диалога помышлять о причинении вреда этому самому общему заданию ради эгоистических интересов одной из сторон.

Принцип адекватности сказанного воспринятому. Недопустимо намеренно искажать смысл предаваемой в коммуникации информации для искажения позиции оппонента.

Что значит конструктивный диалог: важно не то, что говорит один из собеседников, а то, как его понимает другой; за точность коммуникации ответственен отправитель сообщения, поэтому люди, которых неправильно поняли, сами в этом виноваты.