Еврейские дети во время холокоста глаз смерти. Беременная в Аушвице: выжившая жертва Холокоста вспоминает о решении, спасшем жизнь ей и ее неродившемуся ребенку. Шарлин Шифф рассказывает, как добывала пищу, чтобы выжить в лесах после своего побега из Горо

КИШИНЕВ, 23 янв — Sputnik. В преддверии Международного дня памяти жертв Холокоста 27 января, мы вспоминаем о том, что погибшими в результате Шоа, — катастрофы европейского еврейства в годы Второй мировой войны или просто Катастрофы, — считаются шесть миллионов человек.

Правда, большинство из нас слабо помнит, как именно нацисты проводили уничтожение "нежелательных".

Как сообщает газета Еврейской общины Молдовы "Наш голос", самыми уязвимыми жертвами нацистов были дети. Согласно нацистской идеологии, убийство детей из "нежелательных" или "опасных" групп, рассматривалось как часть "расовой борьбы", а также как превентивная мера защиты.

Немцы и их пособники уничтожали детей вследствие идеологических причин и в связи с реальными или предполагаемыми нападениями партизан.

Было убито 1,5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч ромов, а также немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.

Подростки (13-18 лет) имели шанс выжить только в том случае, если их использовали как рабочую силу в принудительно-трудовых лагерях.

В гетто погибало множество детей — из-за отсутствия еды, одежды, крыши над головой. Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что дети из гетто непригодны для какой-либо полезной деятельности, то есть — тунеядцы. Их редко использовали на принудительных работах, поэтому была велика вероятность их быстрой депортации в концлагеря или лагеря смерти (наряду со стариками, больными и инвалидами), где их обычно убивали.

После прибытия в Освенцим или другой лагерь уничтожения большую часть детей сразу посылали на смерть в газовые камеры. На оккупированной Германией территории Польши и Советского Союза тысячи детей были расстреляны и брошены в общие могилы. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) временами приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию детей в лагеря. Януш Корчак, директор сиротского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на депортацию детей. Он добровольно отправился в лагерь смерти Треблинка, где погиб вместе со своими подопечными.

Нацисты не щадили детей и других национальностей. Примерами могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим. От 5 000 до 7 000 детей — жертв программы "эвтаназии". Дети, погибшие в результате "актов возмездия2, включая большинство детей в Лидице. Расстрелянные вместе с родителями дети, жившие в сельских районах на оккупированной территории Советского Союза.

Но некоторые еврейские дети находили способ выжить. Многие из них контрабандой доставляли в гетто продовольствие и медика менты. Некоторые дети, члены молодежного движения, участвовали в акциях подпольного сопротивления. Многие из них совершали побег с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, чтобы присоединиться к семейным отрядам, управляемым еврейскими партизанами.

С 1938 по 1940 год функционировал "Киндертранспорт" (нем. — "Детский транспорт") — так называлась кампания по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей). Тысячи таких детей были переправлены из нацистской Германии и оккупированной Европы в Великобританию. Некоторые не-евреи предоставляли убежище еврейским детям, а иногда, как в случае Анны Франк, и членам их семей. После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц.

НАЧАЛ РАБОТАТЬ ФОНД ДЛЯ ЛИЦ, ПЕРЕЖИВШИХ В ДЕТСТВЕ ХОЛОКОСТ.
ЛИЦА, ПЕРЕЖИВШИЕ В ДЕТСТВЕ ХОЛОКОСТ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ, МОГУТ ПОДАВАТЬ ЗАЯВКИ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОДНОРАЗОВОЙ ВЫПЛАТЫ В РАЗМЕРЕ 2500 ЕВРО

Клеймс Конференс утвердила иски 69,145 еврейских жертв нацистских преследований к оплате из Фонда переживших Холокост в детском возрасте (Child Survivor Fund), и выплатила в общей сложности около 185 миллионов долларов США.

Бланки заявлений были отправлены по почте пережившим Холокост,
которые, как считает Клеймс Конференс, могут иметь право на получение выплат из нового Фонда для лиц, переживших в детстве Холокост. Клеймс Конференс собрала информацию об этих выживших из других программ выплаты компенсаций.

Фонд будет производить одноразовые выплаты в размере 2500 евро (около 3125 долларов США) лицам, пережившим в детском возрасте Холокост, и соответствующим установленным критериям.

Этот фонд открыт для евреев, пострадавших от нацизма, которые подвергались преследованиям за свое еврейство, родились не ранее 1 января 1928, и подвергались одному из ниже перечисленных видов преследования:

  1. были в концентрационном лагере; или
  2. были в гетто (или аналогичном месте заключения, в соответствии с германской программой рабского труда); или
  3. были в подполье или жили под чужим именем, в течение, по меньшей мере, 6 месяцев, в оккупированных нацистами странах или странах “оси” (согласно критериям, установленным для Фонда Article 2/ Фонда Центральной и Восточной Европы (CEEF); или
  4. были на эмбриональной стадии развития в течение того периода времени, когда их мать подвергалась преследованиям, как описано выше.

Фонд основан для признания страданий тех, кто пережил Холокост, перенеся неимоверную травму в детстве. Эти люди испытали немыслимые страдания: отделение от родителей в детском возрасте, необходимость скрываться, спасаться бегством, ужас быть пойманным, лишения и жестокое обращение в гетто, и даже ужасы концентрационных лагерей, где очень мало кому из детей удалось выжить.

Клеймс Конференс считает, что примерно от 70 000 до 75 000 евреев, переживших в детстве Холокост и проживающих сегодня по всему миру, будут иметь право на получение компенсации.

Лица, получившие ранее либо получающие сейчас компенсационные выплаты, и не получившие бланк заявки по почте, пожалуйста, заполните свои данные, и бланк будет выслан вам по почте.

Другие лица, не получившие бланк заявки по почте, но желающие обратиться в Фонд для лиц, переживших в детстве Холокост, могут

Заявки должны быть поданы самими пережившими Холокост, а не их наследниками. Однако, если переживший Холокост человек, соответствующий установленным критериям, скончался после того, как его заявка была получена и зарегистрирована в Claims Conference, переживший его супруг имеет право на получение выплаты. Если супруга/супруги пережившего Холокост, который соответствовал установленным критериям, тоже уже нет в живых, то его ребенок (дети) имеют право на получение выплаты.

Майя Смелькинсон попала в еврейское гетто в Минске, когда ей было 9 лет. Родители погибли, и девочка боролась, как могла, за свою жизнь. В детском доме для еврейских детей никто никого не кормил, и если девочка не находила себе крошки на пропитание, значит, ничего и не ела. Ее одежда походила на лохмотья. От холода и голода вся кожа покрылась чирьями. В таком виде она постучала в дом семьи Бовт и попросила милостыню. Дети, Катя и Ваня Бовт, были шокированы видом девочки и стали умолять родителей укрыть ее у себя в доме.

Родители побоялись. У них не ладились отношения с соседями, и те запросто могли выдать всю семью, и тогда расстрела не избежать. Но они стали по очереди пробираться в гетто и подкармливать Майю. Так прошла зима 1942 года, а 2 марта немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех детей в душегубки. 67 больных детей были убиты прямо в своих кроватках. Майя спряталась в печи. Она единственная из всего детского дома, кому удалось спастись. Ее таки спрятали у себя родители Вани Бовта, и до освобождения девочка жила у них во дворе в земляной яме. Но выжила.

Таких историй времен Второй мировой были десятки и сотни тысяч. К сожалению, далеко не у всех из них такой благополучный конец.

Полтора миллиона детей были убиты или умерли голодной смертью с 1939 по 1945 год на территории Германии и оккупированных ею землях. Почти миллион двести тысяч погибших детей были евреями. И это приближенные числа. Ведь детям не присваивались номера, если они не работали, а потому их тела никто и не считал.

Уничтожение детей не было целью для фашистов. Их цель была - "очищение нации". Они уничтожали детей, которые происходили не от "чистых кровей" - евреев, цыган. Убивали тех, кто не мог приносить практическую пользу рейху - то есть не могли работать. Убивали больных, инвалидов. И просто казнили всех подряд во время проведения своих карательных операций.

То есть, главным двигателем массового убийства детей была идеология.

Жизнь детей в гетто

Немцы относились к детям в гетто как к обременительному довеску. Они не могли работать, от них не было практической пользы, зато они ели, забирая продуктовый ресурс у тех, кто работать еще мог. Такова была логика карателей, которые действовали строго согласно ей. Поэтому они проводили периодически зачистки в гетто.

Дети в гетто были самыми незащищенными еще и потому, что не были приспособлены к жизни, не имели опыта, им не хватало понимания ситуации для выживания. Но с другой стороны, некоторые взрослые выживали в гетто только благодаря своим детям. Те, кто постарше, умудрялись проползать под колючей проволокой и выходить в город, чтобы побираться и приносить какую-никакую еду.

Многие дети в гетто воровали. Они выбирались за его пределы для того, чтобы украсть еду и прокормить своих родных.

Когда в 1943 году Германия приняла решение о закрытии всех гетто, судьба большей части детей была трагической. Часть детей была убита прямо в гетто, часть доставлена в концентрационные лагеря или лагеря смерти. Немногие смогли выжить там.

Жизнь детей в концентрационных лагерях

Большую часть детей, которые попадали в лагеря смерти, умерщвляли разными способами в первые два дня по приезде. Дети были не интересны немцам как рабочая сила, а потому бесполезны.

Исключение составляли подростки в возрасте от 12 лет. Их могли использовать на каких-то работах. Дети наравне со взрослыми заключенными рыли окопы, некоторые работали в качестве обслуживающего персонала. Но если они проявляли малейшие признаки заболевания или слабости, их безжалостно расстреливали.

В Освенциме, где проводил свои страшные эксперименты Менгеле - человек, называвший себя врачом, у детей появлялся призрачный шанс выжить, если они представляли интерес для медицинских экспериментов палача.

Особенно интересовали Менгеле близнецы. Он переливал им кровь, ампутировал конечности, заражал тифом.

Детей, которые интересовали палача, помещали в детский сад Освенцима. И там к ним относились даже очень не плохо, пока шли опыты. Менгеле сам приходил к детям, приносил им сахар. И некоторые из малышей даже привязывались к нему. Что совершенно не мешало ему отправлять их в газовую камеру, как только опыт был завершен.

Шансы выжить были у тех детей, чей организм сумел справиться с тифом. Такие случаи известны.

Если женщина попадала в концлагерь беременной, она также представляла интерес для опытов. Но, как правило, все дети, рожденные в лагерях смерти и концентрационных лагерях, безжалостно убивались. И только чудом некоторым заключенным удавалось долгое время прятать новорожденных и спасать им жизнь.

Операция по спасению

Практически в каждом городе, где было гетто, партизанские отряды разворачивали работу по спасению еврейских и цыганских детей. С 1938 по 1940 годы действовала целая организация "Киндер транспорт", которая вывезла более тысячи детей за период с 1938 по 1944 годы. Аналогичные подпольные организации действовали в Варшаве, Брюсселе, Париже, Риме и многих других городах Европы. Детей забирали от родителей и тайно переправляли в Великобританию, Швецию, Соединенные Штаты Америки.

Во Франции существовало целое протестантское религиозное поселение Шамбон-Сюр-Линьон, население которого, включая священников, прятало несколько сотен еврейских детей.

Некоторые дети спасались тем, что уходили к партизанам. Подростки нередко использовались в движении сопротивления для выполнения отдельных поручений, сбора разведданных и пр.

Трагические последствия

После капитуляции Германии началось массовое движение народа. Взрослые люди, бежавшие от войны или же насильно переселенные, оторванные от своих детей, начали поиски. Этот процесс не завершен и по сей день. Многие семьи так и не смогли воссоединиться друг с другом, а другие находят друг друга спустя десятилетия. Как, например, случилось с Рахиль Ароновой. Она болела скарлатиной, и врачи отказались выписать девочку из больницы, а потом семья бежала от войны, и ребенок остался на оккупированной территории. Девочку прятала всю войну семья из западной Беларуси. Чтобы уберечь ребенка от расстрела, ее окрестили, надели на шею крестик и переименовали в Лилю Петрову. После войны девочка вернула свое настоящее имя и начала искать своих родных. Однако они встретились в израильской больнице совершенно случайно лишь через 55 лет после войны.

Но потеря близких, разрушение семей - не единственная беда. Дети, которые пережили Холокост, пострадали психологически. Их психика была подорвана. Многие из них стали страдать депрессиями, их мучили кошмары. Некоторые лишались рассудка. Мало кто сумел создать семью и родить детей. Это огромная трагедия для целого поколения людей.

"Детская книга войны" с дневниками детей о Холокосте

После начала Второй мировой войны прошло уже почти 78 лет, и тем, кто был детьми в то страшное время, уже около 80 лет и более. Даже по меркам средней современной продолжительности жизни в Израиле (81 год для мужчин и 84 года для женщин) это поколение уходит в небытие. При этом надо учитывать и то, что из шести миллионов евреев, погибших в годы Холокоста, 1,2 миллиона составляли дети — это также снижает вероятность найти переживших Шоа в современном еврейском мировом сообществе.

Среди детей того времени, живущих в настоящее время, по понятным причинам бывших еврейских беженцев Второй мировой войны существенно больше, чем тех, кто оказались на территориях, оккупированной нацистами. Кончина в прошлом году бывших малолетних узников гетто и концлагерей лауреатов Нобелевской премии писателей Эли Визеля, Имре Кертеса и писательницы, "советской Анны Франк" Марии Рольник (Рольникайте) оставила горестный след в душах читателей их произведений о пережитых в гитлеровских застенках страданиях.

Мария Рольник подростком попала в еврейское гетто Вильнюса, а затем прошла через страшные испытания нацистских лагерей смерти. Дневниковые записи, которые она вела с 14 до 18 лет, заучивая их наизусть в Вильнюсском гетто и нацистских концлагерях, превратились после войны в книгу "Я должна рассказать", переведенную впоследствии на восемнадцать языков.

Одним из первых документов о судьбах еврейских детей войны была книга на идише "Детская мартирология" (мартирология — собрание сказаний о жизни и страданиях мучеников), опубликованная в 1947 году в Буэнос-Айресе издательством "Польское еврейство". Огромное количество документальных сведений о судьбах еврейских детей в гетто и концлагерях содержится в сборниках "Нюрнбергский процесс: преступления против человечности", представленных ныне в Интернете.

Нацисты еще до Второй мировой смогли консолидировать немецкий народ лозунгом "Одна раса, одно государство, один фюрер". Придя к власти в Германии, гитлеровцы уже на государственном уровне провозглашали, что немцы "в расовом отношении выше евреев", являющихся угрозой для так называемого "германского расового сообщества". Антиеврейская политика была частью плана немецкой консолидации, ее целью стало уничтожение еврейского народа. В нацистской пропаганде утверждалось, что между евреями и животными нет никакой реальной разницы. В итоге в ходе войны полицейскими формированиями, поддерживаемыми подразделениями вермахта, СС и коллаборационистами, были убиты миллионы еврейских мужчин, женщин и детей.

Между 1941 и 1944 годами нацисты депортировали с оккупированных территорий и из стран многих своих союзников по гитлеровской каолиции в гетто и в лагеря уничтожения миллионы евреев, где они были убиты в специально созданных для этого газовых камерах. У взрослых еще была небольшая вероятность спастись, будучи отобранными для принудительного труда на немецких предприятиях. Дети, особенно в возрасте до 12 лет, в основном не имели шансов быть использованными в качестве работников и выжить. Например, в Освенциме из 216 тысяч детей постарше, депортированных в лагерь, были отобраны для принудительного труда только 6700 подростков. К концу войны лишь от 6 до 11 процентов еврейских детей в Европе остались в живых.

Дети Варшавского гетто

Дети оказались первыми жертвами массовых нацистских преступлений. Именно с них началось уничтожение евреев в огромных масштабах "индустриальным способом". В "Протоколе Ванзее" от 20 января 1942 года записано: "Рейхсмаршал Геринг назначил Гейдриха уполномоченным по подготовке окончательного решения еврейского вопроса в Европе". На их совести — миллионы погибших людей: расстрелянных, повешенных, заживо сожженных, задушенных газом. Страшное воспоминание об их "заслугах" — пяти-шестилетние еврейские дети, которых гнали в газовые камеры, а они, пытаясь спастись, показывали на свои жалкие, худенькие кулачки и говорили: "Мы еще сильные, мы можем работать!" Испытываешь невольный ужас, читая документальное распоряжение нацистских палачей, приведенное на Нюренбергском процессе: детей бросать в печи крематория живыми, не затрачивая ресурсы на умерщвление! Из этих же документов узнаем, что общее количество евреев, убитых при помощи газа в Освенциме в период между апрелем 1942 и апрелем 1944 годов, составило более миллиона человек.

О том, какие методы воспитания немецкой молодежи применялись нацистскими преступниками, свидетельствует французская подданная Ида Вассо, директор существовавшего во Львове пансиона для престарелых французов. В период оккупации немцами города она имела возможность посещать львовское гетто. Из заявления этой француженки видно, что немцы воспитывали немецкую молодежь, тренируя молодых нацистов в стрельбе по живым целям — детям, которых специально отдавали организации гитлерюгенд в качестве мишеней.

Посылая детей на смерть в газовые камеры, их чаще всего отделяли от родителей. Януш Корчак, директор сиротского еврейского приюта в Варшавском гетто, отказался покинуть обреченных на гибель детей. Он добровольно сопровождал своих воспитанников в газовую камеру, разделив их судьбу в лагере смерти Треблинка.

Среди 1,5 миллиона детей, уничтоженных нацистами и их пособниками-коллаборационистами, помимо более миллиона еврейских и десятков тысяч цыганских, были и немецкие, и польские дети с физическими и умственными недостатками. В качестве примеров могут служить расправы над цыганскими детьми в концлагере Освенцим; убийство по так называемой "программе эвтаназии" (практике прекращения жизни) в основном немецких детей, страдающих неизлечимыми заболеваниями; расстрелы вместе с родителями детей на оккупированной территории Советского Союза.

Многие еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет), использованные в концентрационных лагерях на принудительных работах, гибли из-за тяжелейших условий труда. В гетто и концлагерях дети также умирали из-за отсутствия еды, одежды и крыши над головой. Были случаи гибели детей из-за ужасных условий в транзитных лагерях, откуда их отправляли в лагеря смерти. Врачи СС и медицинские "исследователи" в концлагерях использовали детей, прежде всего - близнецов, для медицинских экспериментов, в результате которых "подопытные" умирали.

Нацистское руководство равнодушно относилось к массовой смертности детей, так как считало, что они непригодны для какой-либо полезной деятельности. Старостам еврейских советов гетто (юденратов) порой приходилось принимать болезненные и неоднозначные решения, чтобы выполнить германские квоты на депортацию в лагеря смерти. Так, решение юденрата в Лодзи в сентябре 1942 года депортировать детей в центр убийства Хелмно было примером трагического выбора. Это сделали для выполнения требования нацистов об обеспечении определенного количества отправляемых на смерть евреев. У оставшихся в гетто взрослых все-таки было больше шансов остаться в живых в ужасных условиях.

Несмотря на уязвимость, некоторые дети умудрялись стать незаменимыми, доставляя с риском для жизни контрабандные продукты и лекарственные средства в гетто. Некоторые дети постарше участвовали как члены молодежного движения в деятельности подпольного сопротивления. Часть детей совершала побеги с родителями или другими родственниками, а иногда и сами, в семейные отряды еврейских партизан.

Судьба детей Холокоста может быть представлена в виде ряда категорий: убитые по прибытии в лагеря смерти; уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах; рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их; дети старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и некоторых — как объекты для медицинских экспериментов и, наконец, убитые во время карательных или антипартизанских операций.

В рамках компании по "защите арийской крови" расовые эксперты СС отдавали приказы насильственно перевозить детей с оккупированных территорий Польши и Советского Союза в Германию для усыновления их расово настроенными немецкими семьями. Такие дети, чей внешний вид свидетельствовал о "расовой нордической крови", должны были быть похищены и подвергнуться процессу отбора. Зачастую светлые волосы, голубые глаза или красивое лицо были достаточным основанием для "возможной германизации". В то же время, если польские и советские женщины, угнанные на работу в Германию, имели сексуальные отношения с немцами (в основном по принуждению), в результате которых наступала беременность, их заставляли делать аборт или вынашивать ребенка в условиях, влекущих за собой смерть младенца в случаях, когда по мнению "расовых экспертов" ребенок имел недостаточно арийской крови.

После погрома "Хрустальной ночи" в ноябре 1938 года некоторые страны смягчили жесткие ограничения в отношении еврейских беженцев, особенно в отношении детей. Из-за невозможности получения виз для выезда в безопасные государства многие родители предпочитали спасать своих детей, отправляя их туда одних. Очень немногие из таких семей воссоединились после войны. "Детский транспорт" был неофициальным названием усилий по спасению еврейских детей-беженцев (без родителей) между 1938 и 1940 годами. Тысячи были переправлены из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий Европы в Британию.

Один из таких спасателей детей — Николас Джордж Уинтон (1909-2015), который перед началом Второй мировой войны в конце 1938 года организовал спасение 669 детей (преимущественно еврейского происхождения) в возрасте от двух до семнадцати лет из оккупированной немцами Чехословакии, вывезя их в Великобританию. Уинтон происходил из семьи немецких евреев, принявших крещение. Он находил для детей приют с помощью его матери, живущей в Англии. Она подыскивала там семьи, готовые принять к себе еврейских детей.

Работа Уинтона в Праге заключалась в том, чтобы организовать выезд детям; для этого необходимо было согласие властей Нидерландов, через чью территорию осуществлялся транзит, и финансовые гарантии, без которых Великобритания не допускала их прибытие в страну. В течение многих лет он хранил тайну спасения детей, но в 1988 году жена Уинтона обнаружила его записную книжку 1939 года с адресами английских семей, принявших спасённых детей. В сентябре 1994 года Николас Уинтон получил благодарственное письмо от президента Израиля Эзера Вейцмана. Еврейское происхождение Уинтона стало препятствием в присвоении ему израильского звания "Праведника мира", хотя он и являлся христианином. Такое звание, согласно статуту, присуждается только неевреям, которые спасали

Еврейские дети из Германии, прибывшие в Англию после "Хрустальной ночи"

евреев в годы нацистской оккупации Европы.

Среди праведников мира особое место занимает подвиг Ирены Сендлер (1910-2008) — польской активистки движения Сопротивления, спасшей 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. Будучи сотрудницей варшавского Управления здравоохранения и членом Совета польской подпольной организации помощи евреям ("Жегота"), Ирена Сендлер часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Она, используя свое служебное положение и своих единомышленников, смогла вывезти из гетто 2500 детей, которые далее были переданы в монастыри, в польские детские дома и семьи. Маленьким детям давали снотворное, помещали в небольшие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, мешки и корзины, детей постарше прятали под брезентом в кузовах грузовиков и вывозили на машинах, которые доставляли в лагерь дезинфекционные средства.

Ирена Сендлер

20 октября 1943 года она была арестована по анонимному доносу. После пыток её приговорили к смерти, но праведницу спасли подкупленные охранники, которые сопровождали её к месту казни. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям. После войны она раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их в комитет польских евреев. Сирот поместили в еврейские детские дома. Позже значительную их часть переправили в Палестину. В 1965 году израильский музей Холокоста "Яд ва-Шем" присудил Ирене Сендлер звание Праведника мира.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, а иногда и других членов семьи, рискуя жизнью. Во Франции почти все протестантское население небольшого городка Шамбон-сюр-Линьон с 1942 по 1944 годы массово участвовало в укрывании еврейских детей. Так же поступали католические священники и католическое население в Италии и Бельгии.

Приведем письменное показание под присягой, данное в Лондоне доктором Рудольфом Кастнером, бывшим функционером венгерской сионистской организации: "В отношении венгерских евреев в Освенциме применялись следующие правила: дети не старше 12 или 14 лет, старики старше 50 лет, а также больные и люди, привлекавшиеся за совершение уголовных преступлений, сразу по прибытии отправлялись в газовые камеры. Новорожденных еврейских детей уничтожали немедленно".

В 1944 году в лагерь Освенцим-Биркенау стали в большом количестве прибывать еврейские дети из Италии и Франции. Все они были больны, страдали от голода, плохо одеты, часто - и без обуви, не имели возможности даже умываться. Во время варшавского восстания в лагерь привезли заключенных детей из Варшавы. Они были помещены в отдельный барак. В лагерь также доставили детей из Венгрии, которые работали вместе с ровесниками из Польши. Всех этих детей использовали для самых тяжелых работ. Они должны были перевозить на тележках из одного лагеря в другой уголь и другие тяжелые грузы, работали также при разборке бараков во время ликвидации лагеря. В январе 1945 года все были эвакуированы и должны были идти пешком в Германию в тяжелых условиях, под обстрелом эсэсовцев, без пищи, проходя около 30 километров в день. Дети подвергались той же системе унижения, что и взрослые, причем голод доводил до того, что они искали среди помоев и грязи картофельную шелуху.

В очерке "Лагерь уничтожения" (газета "Красная звезда" с 10 по 12 августа 1944 года, в трех номерах) специального корреспондента газеты популярного поэта военных лет Константина Симонова читаем его впечатление от посещения концлагеря Майданек в момент его освобождения: "…Барак с обувью. Длина 70 шагов, ширина 40, набит обувью мертвых. Обувь до потолка… Самое страшное — десятки тысяч пар детской обуви. Сандалии, туфельки, ботиночки с десятилетних, с годовалых…"

Многие еврейские дети из Польши, спасаясь с родителями от нацистской оккупации и гибели, оказались на территории СССР после сентября 1939 года. В 1942 году польское правительство в изгнании и руководство СССР достигли соглашения об эмиграции польских беженцев, среди них оказались около тысячи еврейских детей. В феврале и августе 1943 года они были отправлены через Тегеран в подмандатную Палестину. Выжившие еврейские дети из Румынии, находившиеся в гетто Транснистрии в годы войны, были возвращены в Румынию в декабре 1943 года и затем отправлены в Палестину.

После капитуляции нацистской Германии и окончания Второй мировой войны беженцы и перемещенные лица разыскивали своих пропавших детей по всей Европе. Тысячи осиротевших мальчиков и девочек находились в лагерях для перемещенных лиц. Многие из них вместе со взрослыми, выжившими в Холокосте, отправлялись в западные зоны оккупированной Германии, а оттуда — в еврейские поселения в Эрец-Исраэль. В рамках движения "Алият а-ноар" (ивр. — "Молодежная алия") тысячи евреев репатриировались в еврейские поселения, а позже, после образования в 1948 году еврейского государства, в Израиль.

Из еврейских детей, которые подвергались преследованиям со стороны нацистов и их союзников, лишь небольшому числу уцелевших удавалось писать дневники, которые дошли до наших дней. Они отражают всю горечь потери дома, языка и культуры; разрушительное отделение от семьи и друзей, проблему приспособления к жизни в незнакомом и страшном окружающем мире. Дети, спасшиеся на оккупированных территориях, в основном скрывались в убежищах в течение многих месяцев. Были дети и подростки, которые выдавали себя неевреями по сомнительным фальшивым документам, используя внешнее сходство с местным населением. Они были вынуждены быстро приспособиться к новой идентичности и окружающей среде. Научились откликаться на фиктивные имена, избегали языка или манер, которые могли бы указать на их происхождение. Поскольку из выживших еврейских детей часть была спрятана отдельными лицами или религиозными учреждениями с верой, отличной от иудейской, эти дети и подростки научились читать молитвы чуждой им религии, чтобы предотвратить подозрения взрослых. Одного неверного слова или жеста могли быть достаточными, чтобы поставить под угрозу жизнь как ребенка, так и его спасателей. Эти дети и те, кто их укрывал, жили в постоянном страхе, даже их голоса или топот порой могли вызвать подозрение соседей. Дети в своих дневниках описывали мучительные пути бегства, трудности, связанные с поисками безопасного убежища, постоянное чувство страха быть пойманными. Подростки пытались скрыться от немецких властей на чердаках, в бункерах и подвалах по всей Восточной и Западной Европе, их воспоминания отражают проблемы их выживания в таких условиях.

Дневники детей и подростков эпохи Холокоста зачастую затрагивают такие темы, как природа человеческих страданий и борьба с отчаянием. Их воспоминания предоставляют читателям страшный мир детей, которые жили и умирали во время Катастрофы. Дневники Анны Франк стали одной из самых читаемых книг в мире, превратив его автора в символ сотен тысяч еврейских детей, погибших во время Холокоста.

Понятно, что выжившие малолетние узники были полностью лишены детства, что всю оставшуюся жизнь жуткие воспоминания, горечь потерь и болезни, связанные с лишениями в детстве, постоянно отравляли им существование. Советское государство игнорировало проблемы еврейского населения, пережившего Холокост. Пребывание взрослых евреев в гетто и концлагерях часто расценивалось как предательство. В силу этого после войны даже бывшие малолетние узники никогда не упоминали о своем пребывании в гетто и концлагерях в разговорах с нееврейскими сверстниками. Сама тема Катастрофы находилась под негласным запретом, в основном воспевалась дружба народов в годы испытаний войны, хотя это не всегда соответствовало действительности…
Александр ВИШНЕВЕЦКИЙ

В ходе войны и преследований. Точное число погибших установить не представляется возможным, так как люди уничтожались целыми семьями, а номера в концентрационных лагерях давали только тем, кто мог быть использован как рабочая сила. Гибель детей и молодёжи стала одной из самых трагических страниц в истории Холокоста. Многочисленные показания, воспоминания, дневники и исследования показывают, что с первых дней антисемитской политики нацистов молодое поколение, а особенно представители еврейского народа, целенаправленно преследовалось и уничтожалось .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Альбом Аушвиц

Субтитры

Аушвиц-Биркенау. Это самый большой из созданных нацистами лагерей уничтожения. Это символ Шоа - Катастрофы еврейского народа. Это воплощение преднамеренного и абсолютного зла современной эпохи. Представленный здесь альбом фотографий известен как альбом "Аушвиц" - единственное визуальное свидетельство процесса массового уничтожения людей в Аушвиц-Биркенау. Фотографии были сделаны в конце мая - начале июня 1944 г. Эрнестом Хоффманом, либо Бернхардом Вальтером - эсэсовцами, в обязанности которых входило фотографировать узников для паспортов и снимать отпечатки их пальцев. Снимки из альбома "Аушвиц" показывают прибытие венгерских евреев, депортированных из Закарпатья. Многие из них были доставлены из гетто "Берегово", которое в свою очередь являлось местом сбора для евреев из небольших городков и сёл. Начало лета 1944 г. стало временем самых активных депортаций венгерских евреев, поэтому от станции, находившейся вне лагеря, до платформы внутри Аушвица была построена дополнительная железнодорожная линия. Многие из фотографий альбома сделаны на этой платформе. Альбом "Аушвиц" уникален. В мире не существует подобного ему. В разных ракурсах он запечатлел прибытие заключенных в лагерь. Селекция жертв, смерть в газовых камерах или рабский труд на военных предприятиях, конфискация их имущества, а также этапы подготовки евреев к немедленному физическому уничтожению. Транспорт с венгерскими евреями из Закарпатья прибыл на платформу лагеря уничтожения Аушвиц-Биркенау в мае 1944-го. На фотографиях мы видим травмированных и напуганных ужасной дорогой мужчин, женщин и детей. Они выходят из переполненного поезда. Они еще не догадываются, что только что прибыли на фабрику смерти. Лишь немногие из них останутся в живых. Эли Визель, лауреат Нобелевской премии, подростком переживший Аушвиц, так описал прибытие транспорта: "На расстоянии 1 м друг от друга "стояли эсэсовцы с наведенными на нас автоматами. "Держась за руки, мы шли в толпе. "Мужчины налево, женщины направо. "Кто-то произнес равнодушно, без малейших эмоций. "Короткие простые слова. "Долю секунды я смотрел, как мои мать и сестра повернули направо. "Я был в колонне с отцом и другими мужчинами "и видел, как они исчезают вдалеке. "Тогда, в тот момент "я не знал, что расставался с матерью и сестрой навсегда". Селекция жертв, проводимая докторами СС и надзирателями, осуществлялась 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В Аушвиц-Биркенау постоянно приходили поезда и выгружали на рампу так называемый человеческий груз. Большинство евреев сразу же отправляли на смерть. Раздевалки перед газовыми камерами не справлялись с количеством венгерских евреев, которых привозили ежедневно летом 1944 г., поэтому приходилось ждать, когда освободится помещение. Как правило, местом ожидания становилась роща возле крематория - того места, в котором очень скоро их тела будут сожжены и превратятся в пепел. Евреям приказывали расположиться под деревьями и ждать дальнейших распоряжений. Это были последние тихие минуты, проведенные рядом с близкими перед страшной смертью в газовых камерах. Говорят, что не было людей более невинных, чем жертвы газовых камер. Эсэсовцы не объясняли людям, что их ждет. Им говорили, что надо пройти дезинфекцию и помыться. Совсем скоро узники узнают, что эти помещения на самом деле не душевые, а герметически закрытые газовые камеры. Лишь небольшую часть прибывающих евреев отправляли на принудительные работы. Их личные вещи конфисковывали, волосы сбривали наголо, на левую руку наносилась татуировка - регистрационный номер. Вот, как описал это еще один из переживших Катастрофу - писатель Примо Леви: "Впервые мы поняли, что невозможно словами выразить такое оскорбление, "такое уничтожение человеческой личности. "Невозможно упасть ниже этого. "Нам больше ничего не принадлежало. "Они забрали нашу одежду, нашу обувь, даже наши волосы. "Когда мы говорим, они нас не слышат, "а если и слышат, то не понимают. "Они отберут у нас и наши имена, "и чтобы сохранить их, нам надо быть сильными. "Только так можно объяснить двойной смысл понятия "лагерь уничтожения". Сортировка имущества, привезенного евреями в Аушвиц, проводилась еврейскими заключенными. Им было приказано разбирать узлы и отбирать самое лучшее для отправки в Рейх. Еще не заканчивалась сортировка вещей, а большинство их владельцев были уже мертвы. В картотеке лагеря нет никаких сведений о мужчинах, женщинах и детях, признанных непригодными. Этот альбом - единственный свидетель уничтожения узников лагеря. Альбом "Аушвиц" нашла после войны Лили Якоб. Она прибыла в лагерь в одном транспорте с теми людьми, которые запечатлены на снимках. На платформе в Аушвице ее безжалостно отделили от родителей и младших братьев. Больше она их не видела. Но самой ей удалось выжить. Лили передала альбом в "Яд ва-Шем". Она знала, что здесь это печальное свидетельство будет бережно сохранено и передано будущим поколениям.

«Опасные» группы

Убийства начались официально в 1939 году, их число постоянно росло на протяжении всей войны. Но преследование евреев и «ненужных» групп существовало в Германии задолго до начала войны. После печально знаменитой «Хрустальной ночи » в 1937 году евреи стали изгоями, их имущество было украдено, большинство из них было депортировано в концентрационные лагеря .

Шансы на выживание

Некоторым ещё до начала массового уничтожения помогли такие программы, как Киндертранспорт .

От маленьких детей (младенцев или детей до подросткового возраста), как правило, избавлялись в газовых камерах или просто расстреливали, стремясь «окончательно решить » вопрос уничтожения евреев. Шансы на выживание еврейских и некоторых нееврейских подростков 13-18 лет были выше, так как их труд можно было использовать. Количество спасенных детей было относительно небольшое. Некоторые выжили в гетто или в концентрационном лагере. Были очень редкие случаи, когда их удавалось прятать или выдавать за своих детей в нееврейских семьях. Но это были единичные случаи, которые не спасали положения.

Причины смерти

Дети погибали по следующим причинам :

  • Дети, которых убивали сразу, как только они прибывали в какой-то лагерь.
  • Дети, которых уничтожали, едва они появлялись на свет (среди них были и рожденные в гетто и лагерях , выжившие, потому что заключённые прятали их).
  • Дети, как правило, старше 12-13, зачастую использовались в качестве чернорабочих в лагерях на кухне, для уборки казармы, работали в помещениях по обслуживанию лошадей и делали другой рабский труд. В случае малейшего недомогания этих детей также ожидала смерть. Кроме того, дети использовались и в качестве субъектов медицинских экспериментов .
  • Дети, убитые во время карательных («антипартизанских») операций.

Гетто

В гетто, которые немцы создали в начале войны в польских городах (Варшава , Лодзь), еврейские дети умирали от голода, а также отсутствия надлежащей одежды и крова. Немецкие власти были безразличны к этой массовой гибели, потому что они считали младших детей гетто «бесполезными едоками». Немцы намеренно ограничивали еду. В гетто и различных лагерях смерти дети уничтожались в первую очередь, потому что они, как правило, были слишком молоды, чтобы их труд можно было использовать. Немецкие власти обычно выбирали их для уничтожения в первую очередь, наряду с пожилыми людьми и инвалидами. Дети, достаточно здоровые и способные к труду, часто выполняли непосильную работу на пользу лагеря и погибали, но иногда они были вынуждены делать ненужные задания, например, рытье котлованов.

Медицинские эксперименты

Дети подвергались экспериментам в разных лагерях, особенно в Освенциме , где активно работал Йозеф Менгеле . Тех, кого исследовал Менгеле, лучше кормили, их помещали в более приемлемые условия, временно им не грозили газовые камеры. Для объектов экспериментов он открыл детский сад для еврейских и цыганских детей до 6 лет. При посещении «своего» ребёнка он представлялся «дядей Менгеле», предлагал сладости. Но он был лично ответственен за гибель неизвестного числа жертв, которых убил с помощью смертельной инъекции, расстрелов, избиений и мучительных экспериментов . Сын Менгеле Рольф сказал, что отец позже не раскаялся в своих военных преступлениях .

Из воспоминаний бывшего заключенного: «Он был способен быть так добр к детям, что они начинали любить его, приносил им сахар, думал о мелких деталях их повседневной жизни, сделать так, чтобы мы им искренне восхищались… А потом мог стоять рядом с крематорием и курить, зная, что завтра или в течение получаса он отправит туда этих детей» .

Особое место в медицинских экспериментах Менгеле занимали дети-близнецы. Их подвергали еженедельным проверкам, постоянно измеряя их физические данные . Эксперименты, проведённые Менгеле на близнецах, включали ненужные ампутации конечностей, намеренное заражение одного из близнецов тифом или другими заболеваниями, переливание крови одного из близнецов другому. Часть жертв умирали во время прохождения этих процедур. После окончания экспериментов, близнецов, как правило, убивали . Нисли вспоминал, как Менгеле лично убил четырнадцать близнецов за одну ночь, сделав инъекции хлороформа в сердце . Если один из близнецов умирал от болезни, Менгеле убивал другого, делая сравнительные посмертные отчёты.

Эксперименты Менгеле с глазами включали попытки изменить цвет глаз с помощью введения инъекционных химических веществ в глаза живых субъектов. Он убивал людей с гетерохроматическими глазами, удаляя глаза и отправляя их в Берлин для изучения. Для Менгеле искали беременных женщин, над которыми он проводил эксперименты перед отправкой их в газовые камеры. Свидетельница Вера рассказала, как он сшил спины двух близнецов, пытаясь создать сиамских близнецов. Дети умерли от гангрены после нескольких дней неимоверных страданий.

Способы выживания

И однако многие дети смогли выжить. Некоторым помогло участие в подпольной деятельности сопротивления. Часть из них были отделены от родителей или других родственников, другие стали еврейскими партизанами.

Между 1938 и 1939 годами организация Киндертранспорт (Детский транспорт) отправила около 10000 еврейских детей (без родителей) в Великобританию из нацистской Германии и оккупированных немцами территорий.

Некоторые неевреи прятали еврейских детей, иногда, как в случае с Анной Франк , и других членов семьи.

Известные дневники детей - жертв Холокоста

См. также

  • Расстрел воспитанников Нижне-Чирского детского дома

Примечания

Литература

  • Алексеев Н. С. F. Kaul. Nazimordaktion, T. 4. Ein Bericht uber die erste industrimabig durchfuhrte Mordaktion des Naziregimes. Berlin. VEB Verlag Volk und Gesundheit, 1973. :(Рецензия) / Н. С. Алексеев // Правоведение. - 1977. - № 1. - С. 122-124
  • Хандорф Г. Убийства под знаком эвтаназии при нацистском режиме // Новости медицины и фармации. - 2010. - № 329 .
  • Зорин Н. А. Психиатрия нацистской Германии // Дневник психиатра. - 2015. - № 1 . - С. 5-7 .
  • Robert Jay Lifton . The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - Basic Books, 2000. - 561 p. - ISBN 9780465049059 .
  • Aderet, Ofer Ultra-Orthodox man buys diaries of Nazi doctor Mengele for $245,000 (неопр.) . Haaretz (22 July 2011). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Allison, Kirk C. Eugenics, race hygiene, and the Holocaust: Antecedents and consolidations // Routledge History of the Holocaust. - Milton Park; New York: Taylor & Francis, 2011. - P. 45–58. - ISBN 978-0-415-77956-2 .
  • Astor, Gerald. Last Nazi: Life and Times of Dr Joseph Mengele. - New York: Donald I. Fine, 1985. - ISBN 0-917657-46-2 .
  • Blumenthal, Ralph (22 July 1985). “Scientists Decide Brazil Skeleton Is Josef Mengele” . The New York Times . Arthur Ochs Sulzberger, Jr. Дата обращения 1 February 2014 .
  • Brozan, Nadine (1982). “Out of Death, a Zest for Life” . The New York Times .
  • Evans, Richard J. The Third Reich at War. - New York: Penguin, 2008. - ISBN 978-0-14-311671-4 .
  • Hier, Marvin Wiesenthal Center Praises Acquisition of Mengele"s Diary (неопр.) . Simpn Wiesenthal Center (2010). Дата обращения 2 февраля 2014.
  • Kershaw, Ian. Hitler: A Biography. - New York: W. W. Norton & Company, 2008. - ISBN 978-0-393-06757-6 .
  • Kubica, Helena. The Crimes of Josef Mengele // Anatomy of the Auschwitz Death Camp. - Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1998. - P. 317–337. - ISBN 978-0-253-20884-2 .
  • Lagnado, Lucette Matalon; Dekel, Sheila Cohn. Children of the Flames: Dr Josef Mengele and the Untold Story of the Twins of Auschwitz. - New York: William Morrow, 1991. - ISBN 0-688-09695-6 .
  • Levy, Alan. Nazi Hunter: The Wiesenthal File. - Revised 2002. - London: Constable & Robinson, 2006. - ISBN 978-1-84119-607-7 .
  • Lifton, Robert Jay (21 July 1985). “What Made This Man? Mengele” . The New York Times . Дата обращения 11 January 2014 .
  • Lifton, Robert Jay. The Nazi Doctors: Medical Killing and the Psychology of Genocide. - New York: Basic Books, 1986. - ISBN 978-0-465-04905-9 .
  • Longerich, Peter. Holocaust: The Nazi Persecution and Murder of the Jews. - Oxford; New York: Oxford University Press, 2010. - ISBN 978-0-19-280436-5 .
  • Mozes-Kor, Eva. Mengele Twins and Human Experimentation: A Personal Account // The Nazi Doctors and the Nuremberg Code: Human Rights in Human Experimentation. - New York: Oxford University Press, 1992. - P. 53–59. - ISBN 978-0-19-510106-5 .
  • Nash, Nathaniel C. (11 February 1992). “Mengele an Abortionist, Argentine Files Suggest” . The New York Times . Дата обращения 31 August 2014 .
  • Nyiszli, Miklós. Auschwitz: A Doctor"s Eyewitness Account. - New York: Arcade Publishing, 2011. -