Дом антистрессового общения "лицом к лицу". Сможет ли виртуальное общение заменить общение лицом к лицу? Причины боязни общения с людьми и методы их устранения

В зависимости от контингента участников общения можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.

В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Осведомленность общностей о содержании общения или присутствии третьего в момент общения двух лиц меняют картину коммуникации.

Лично-групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать(общение носит мирный характер), а могут и не совпадать (конфликтная ситуация).

Межгрупповое – не безликое аморфное воздействие. В нем каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им.

Общение бывает непосредственное и опосредованное. Когда употребляют термин «непосредственное», то имеют в виду общение «лицом к лицу», при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт.

Опосредованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи (например, разговор по телефону).

Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения. Познать человека в деталях за короткий срок, конечно, невозможно, но попытка постичь личностные и характерологические особенности постоянно существует.

Длительное общение – не только путь к взаимопониманию, но и путь к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку либо для психологической совместимости, либо для конфронтации.

Общение может быть законченным и незаконченным.

Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не только субъективную значимость результата общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности.

В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины – разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств общения и др. Субъективные – взаимное или одностороннее нежелание продолжать общение, понимание необходимости его прекращения и др.

Как и любое средство информации, общение лицом к лицу в качестве эффективного метода распространения призывов ПО имеет свои преимущества и недостатки.

a. Преимущества. К преимуществам относятся: выбор аудитории, использование в изолированных областях, оценка эффективности и скорость.

1) Выбор аудитории. Когда используются средства массовой информации, пропагандистское сообщение обычно будет достигать людей, которым оно конкретно не адресовано. Однако, при общении лицом к лицу аудитория может быть выбрана более целенаправленно, а призывы направлены на нужного человека или группу. Это, конечно, относится только к начальному контакту, потому что сообщение может быть передано устно другим людям из нецелевой аудитории. Поэтому существенное значение имеют обычные меры предосторожности для поддержки доверия.

2) Использование в изолированных областях. В некоторых районах мира средства массовой коммуникации неэффективны по причине нехватки радиоприемников, массовой неграмотности и недоступности аудитории. В таких районах устная речь может быть единственным средством общения. Если есть реальный контакт с целевой аудиторией, пропагандистские призывы через общение лицом к лицу становятся здесь существенно важными.

3) Оценка эффективности. Важным аспектом ситуации “лицом к лицу” является то, что пропагандист не только может “скроить” свои призывы по меркам целевой аудитории, но может также судить по прямым наблюдениям и ответам об эффекте своих пропагандистских призывов. Если коммуникация не достигается, сообщение может быть немедленно модифицировано. Уже один этот фактор подчеркивает потенциальную эффективность ситуации “лицом к лицу”.

4) Скорость. В некоторых случаях общение лицом к лицу может быть наиболее быстрым методом распространения пропаганды. При правильных условиях информация может быстро распространяться в виде устных сообщений. Таким образом, в то время как общение лицом к лицу не может быть классифицировано в терминах “быстрое” или “медленное”, в определенных случаях ситуации “лицом к лицу” предлагают быстрые средства для распространения пропаганды.



b. Недостатки. Как и средства массовой информации, общение лицом к лицу имеет определенные характерные недостатки, которые частично могут быть преодолены. К ним относятся: ненадежность управления, неэффективность в условиях тотальной войны, ограничения по географической области и требования к персоналу.

1) Фактор управления. Мы уже подчеркивали, что общение лицом к лицу, для того чтобы быть эффективным средством в ПО, должно быть управляемым. Это управление должно быть явным даже на низших уровнях, где каждый отдельный коммуникатор берет на себя ответственность интерпретировать политику и задачи в границах заранее определенных пределов. Конечно же, управление трудно, но оно может проводиться путем руководства и интенсивного обучения персонала.

2) Неэффективность в условиях всеобщей войны. Как инструмент психологической войны, общение лицом к лицу неизбежно ограничено. Однако, его значение как инструмента психологических действий показывает, что оно не должно быть недооценено или игнорировано.

3) Ограничения по географической области. Физически трудно проводить общение лицом к лицу в пределах больших географических областей, по причине существенно ограниченного числа людей, достаточно квалифицированных для проведения собраний. Но по мере того как все большее и большее число местных граждан обучаются для вовлечения в программу, населенные области, предназначенные для обработки с помощью собраний лицом к лицу, могут быть постепенно расширены до покрытия большинства секторов оперативной зоны.

4) Требования к персоналу. Проведение пропаганды само по себе требует специальных навыков. Распространение пропагандистских призывов через общение лицом к лицу требует конкретно квалифицированных людей: умных, впечатляющих, четко выражающих свои мысли и симпатичных. Отбор персонала для этой области ПО крайне труден.

c. Планирование. Общение лицом к лицу – это мощный инструмент, который при правильном использовании может дать большие результаты. Психологического оператора не должен сбивать с толку тот факт, что этот метод по сравнению с другими средствами массовой информации представляет собой более обычное и менее окруженное романтическим ореолом средство коммуникации. Управляемое общение лицом к лицу должно быть подготовлено и нуждается в планировании так же, как и любое другое средство массовой информации. Оно должно использоваться всегда, когда это возможно, а не только тогда, когда это необходимо.

ГЛАВА 19. ПРОГРАММА ИНФОРМИРОВАНИЯ
И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ

Общая часть

a. Исходя из опыта корейской войны, военнопленные, взятые Соединенными Штатами и их союзниками, могут иметь поведение, создающее серьезные психологические проблемы, которые должны быть предусмотрены, и должны быть также запланированы меры, уменьшающие неблагоприятные аспекты и позволяющие использовать благоприятные. Недостаток в подготовке детальной программы информации и воспитания прямо или косвенно будет иметь результатом потери в войсках Соединенных Штатов и их союзников, исчисляемые тысячами человек, а также существенное отвлечение необходимого личного состава от боевых действий. Ожидаемое поведение может иметь как минимум три формы:

2) Формирование дисциплинированных групп среди военнопленных;

3) Широкомасштабное отвержение репатриации и поддержка Соединенными Штатами этого права на отказ от репатриации;

4) Организованное сопротивление власти Соединенных Штатов.

b. Возмущения в лагерях военнопленных, представляя серьезную потенциальную помеху психологическим усилиям Соединенных Штатов, несомненно будут использованы любым противником. Возмущения и их последующее использование пропагандой может перечеркнуть психологическую пользу, присущую отказу многих пленных возвращаться домой под тоталитарный контроль. Они могут препятствовать усилиям психологической войны оценить и улучшить программу информирования и воспитания, установленную для пленных, взятых Соединенными Штатами и их союзниками.

c. Уроки корейской войны требуют формального утверждения программы информирования и воспитания военнопленных (Prisoner of War Information and Education, PWIE) немедленно после начала боевых действий. Планы выполнения этой программы должны быть в действии к моменту приема первого военнопленного. Всем военнопленным и интернированным гражданским должно вменяться в обязанность посещение занятий.

d. Инструктивный план для сердца программы, ориентационного курса, будет включать формальную работу в классах и неформальное инструктирование. Занятия могут проводиться произвольно и могут быть посвящены по крайней мере шести темам:

1) История войны, особенно ее причины;

2) Смысл демократии и тоталитаризма;

3) Сравнение гражданских, политических и экономических свобод в условиях демократии и тоталитаризма;

4) Жизнь в свободном мире;

5) Планы реконструкции;

6) Развитие лидерства и навыков в групповом действии.

e. Информационный аспект программы ориентации должен проникать во все фазы ежедневной жизни пленных. Радиопрограммы и записи могут передаваться в лагерях три раза в день. Отобранный информационный материал, такой как книги, памфлеты и газеты, должен быть предоставлен пленным посредством библиотек и информационных центров. Должны быть обеспечены стенды и выставки.

f. Попутно должна проводиться независимая программа воспитания неграмотных. В дополнение должны быть подготовлены буквари; они должны быть доступны уже в начале программы PWIE. Должны быть готовы учителя первого и второго уровня, и серии ориентационных лекций должны быть переписаны в простейших терминах для тех, кто закончил основные курсы чтения и письма.

g. Программа PWIE должна также обеспечивать профессиональное обучение каждому пленному, позволяя проводить минимум 4 часа каждую неделю за изучением некоторых практических навыков, таких как плотницкое, портняжное или сапожное дело. Одна фаза программы может включать сооружение домиков временного типа. Должно проводиться обучение новым приемам сельского хозяйства, и должна быть учреждена всеобъемлющая программа отдыха, включающая атлетику, игры, хобби, искусство, музыку и литературу.

h. Персонал, выполняющий программу PWIE, общее планирование и ежедневное управление, будет, вероятно, под военным контролем, но будет расширен гражданскими специалистами. Отобранные квалифицированные пленные могут служить в разных качествах как члены персонала PWIE, внося вклад в усилия по обучению, руководству драматическими группами, направлению атлетической деятельности, или помогая программе профессионального образования.

i. Когда имеется более чем одна национальность пленных, возникает дополнительная языковая проблема. Для решения этой проблемы могут быть использованы учителя из стран, связанных с военными усилиями Соединенных Штатов, но необходимо соблюдать осторожность, по причине того, что присутствие этих учителей может стимулировать возмущения среди пленных, если они представляют политическую фракцию, неприемлемую для пленных.

j. Секция PWIE может быть частью специальной штабной секции психологической войны главного управления театра военных действий. Независимо от этого, офицер психологической войны будет обеспечивать технические советы и помощь в переориентации нарушителей воинского долга и пленных.

О том, как проводить переговоры не писал только ленивый. Наверное именно поэтому словосочетание «проведение переговоров» ассоциируется с группой собеседников, сидящих напротив вас за столом и напряженно ловящих каждое слово.

Бесспорно такая ситуация – ежедневная норма. Поэтому вопросам правильной рассадки, построения аргументации, выбора тембра и правильной интонации посвящены десятки книг и сотни статей.

Вместе с тем, повседневная жизнь регулярно сводит нас с людьми, обладающими различными возможностями или информацией, наличие которых позволяет решать наши собственные проблемы, в том числе связанные с бизнесом. Умение проводить такие индивидуальные переговоры и получать необходимый результат обсудим в этой статье.

Под словами «индивидуальные переговоры» мы будем понимать не только встречи тет-а-тет, но и формат с тремя или четырьмя собеседниками – мини-группы, в которых ваше основное внимание направлено на человека, обладающего необходимой информацией или ценным ресурсом. Принятие им положительного решения в вашу пользу (будь то активное действие или раскрытие необходимой информации) будет означать успешное достижение конечной цели переговоров.

Успех переговоров в значительной степени обусловлен подготовкой к ним.

Первое, с чего стоит начать — формулирование основной цели переговоров . Определите не только саму цель, но и возможные допущения, с которыми готовы смириться, если поймете, что переговоры зашли в тупик, а ваша аргументация не работает. Заранее продумайте альтернативные варианты, которые стали бы ступеньками на пути к достижению конечной цели. Такое планирование подготовит вас к внезапным изменениям хода переговоров, позволит избежать принятия поспешных решений и зарекомендует вас собеседнику, как человека взвешенного и готового к неожиданностям.

Совет: при наличии сотрудников, погруженных в тематику переговоров, отрепетируйте с ними предстоящий диалог и возможные варианты его изменения.

Вторым важным элементом подготовки должна стать оценка личности собеседника . Его возраст, образование, карьерный путь, достижения и увлечения, манера вести разговор – все это позволит составить впечатление о том, как себя с ним вести и о чем говорить. Используйте для этих целей интернет и рекомендации общих знакомых.

Создание настроя на достижение цели. Для достижения успеха в переговорах необходим правильный настрой на общение с конкретным собеседником. Заранее приготовьтесь к тому, что для достижения вашей цели будет необходимо удовлетворить одну из важнейших человеческих потребностей вашего собеседника – потребность в уважении.

Согласно пирамиде потребностей сформулированной американским психологом А.Маслоу в середине XX века, потребность в уважении расположена на четвертом месте в иерархии человеческих потребностей (после удовлетворения физиологических потребностей и потребности в безопасности и любви).

Настройте себя на общение с собеседником с позиции уважения. Будьте внимательны и искренни к нему, слушайте что именно и как он говорит и отнеситесь к нему с позитивом – этого с избытком хватит, чтобы ваш оппонент проникся к вам аналогичным настроем. К тому же, отказать в просьбе человеку, с которым находишься на одной «волне» – гораздо труднее. Используйте этот подход, когда вы нуждаетесь в чем-то и будьте внимательны, когда ведете переговоры, выступая в роли человека, у которого просят.

Совет: как поступить, если найденная информация о собеседнике негативна и положительно настроиться на переговоры сложно? Воспользуйтесь правилом переименования обнаруженных качеств и характеристик. Зная, что предстоит встреча с недоверчивым, льстивым и эгоистичным собеседником, думайте о нем как об осторожном (основа недоверия), щедром на комплименты (форма лести) и уважающим свои интересы (в контексте эгоизма) человеке. Создайте для себя комфортный для восприятия образ.

Заранее спланируйте время , отводимое на беседу. Индивидуальные переговоры часто проводят за ланчем или ужином, при этом длятся они около полутора часов. «Чашечка кофе» подразумевает 30-40 минут. Старайтесь уложиться в эти временные отрезки — цените время собеседника и не тратьте свое собственное. Не затягивайте беседу и не позволяйте этого сделать партнеру. Переходите к обсуждению главной цели встречи не позднее половины запланированного для общения времени.

Если в отведенный срок решение не найдено, предложите вашему собеседнику взять паузу на несколько дней, чтобы обдумать обговоренное. Поступите аналогично, когда совместное общение вас настолько увлекло, что вы потеряли счет времени. Умение держать рамки (временные и не только) лишь расположит собеседника к вам.

Составьте план беседы и список тем , которые хотели бы затронуть (от профессиональных до личных, приемлемых для такого обсуждения). Их наличие позволит вам чувствовать себя комфортно, избежать неловкого молчания и следовать общей линии, нацеленной на достижение цели встречи.

Совет: при составлении тематик для обсуждения, включите в них не только те, которые явно заинтересуют вашего собеседника (исходя из анализа полученной внешней информации), но и те, в которых вы сами, ваш круг общения могут оказать полезными или дать консультацию. Всегда будьте готовы хотя бы в общих чертах поддержать дискуссию на выбранные темы. Для этого не поленитесь перед переговорами потратить полтора часа для изучения соответствующей информации.

Достижение консенсуса в переговорах невозможно без обоюдного желания сторон. Преимущество индивидуальных переговоров по сравнению с официальными в том, что стороны выступают не только как представители своих организацией, но и как обычные люди, с присущими им интересами, предпочтениями, страхами. Такой формат позволяет обсуждать вопросы, имеющие прямое отношение к затрагиваемой цели (например, условия или цену договора, условия получения информации), а также учитывать множество второстепенных факторов, действенных для достижения основной цели переговоров. К ним относятся все, что не имеет прямого отношения к сделке, но интересно для самого собеседника, как сегодня, так и в будущем.

Определить, что относится к этой информации, помогут, как отмечалось выше, сведения из интернета или от коллег, план проведения переговоров, а также внимательное слушание собеседника и рефлексивная реакция на его слова.

Совет: в ходе общения услышьте человека, о чем он говорит: его интересы, впечатления, яркие знакомые или вещи. Попробуйте разобраться, что кроется за его словами. Поделитесь своей собственной историей, подчеркивающей выраженный им посыл, и это расположит его к общению с вами и создаст атмосферу доверия. Не скупитесь показать собеседнику, что готовы оказать ему помощь посредством своей сети контактов (например, найти знакомого эксперта, добыть редкий экземпляр книги, договориться с кем-либо). Эти действия дадут вам кредит доверия, который ваш партнер по общению непременно постарается отдать.

Удержание в голове основной цели встречи позволит при наличии общей структуры ведения переговоров особенным образом анализировать речь собеседника, как бы ловить направления его мысли, и так выстроить с ним общение, что невинный на первый взгляд вопрос сможет открыть прямой путь к обсуждению интересующей тематики.

Помимо проявления уважения к собеседнику, продемонстрируйте собственный профессионализм и глубину погружения в тему обсуждения. Увидев в вас профессионала, собеседник с большей степенью пойдет на компромисс со своими внутренними правилами (как человеческими, так и корпоративными) в счет будущего сотрудничества. Если при этом ваши сферы интересов совпадут, то это сможет зародить зерно будущей дружбы и, как следствие, еще более выгодные условия сотрудничества.

Как настаивать на своей позиции и как отказывать?

В основе убеждения другого человека лежит совокупность факторов, включающих авторитет собеседника, его компетентность, честность. Для индивидуальных переговоров ключевым фактором, на наш взгляд, является убежденность в своих собственных словах и в возможности достижения полезного обеим сторонам решения.

В отличие от официальных переговоров, где принятие решения зависит от наличий сильной аргументации, логически выверенных конструкций, точного соответствия юридическим нормам, в индивидуальных переговорах «заразив» собеседника своей убежденностью, можно добиться принятия положительного решения, оставив улаживание «формальностей» на более поздний срок или передоверив их экспертам.

Однако, в любой момент переговоров нужно быть готовым и услышать отказ, равно как и высказать его самому. При этом, чем более успешной была предыдущая часть встречи, тем сложнее получить (высказать) отказ напрямую. Такой отказ обеими сторонами воспринимается как нарушение естественного хода переговоров. Любое «нет» – это «пропасть» на пути к достижению цели одной из сторон. Что бы ни вызвало отказ, главной задачей стороны, которая его получила, станет его преодоление.

Рассмотрим ситуацию, когда отказывать приходится вам. Чтобы смягчить отказ – объясните его не своим решением, а жесткими корпоративными правилами, запрещающими единолично принимать решения в интересах другой стороны. Таким образом, негатив отказа оттенится вашей приверженностью ценностям компании, на которую вы работаете, что, будет расценено как преимущество.

Аналогичный отказ можно объяснить необходимостью согласовать предлагаемое решение со своим деловым партнером или руководителем. Эта тактика позволит дать время на обдумывание и оценить готовность собеседника идти на уступки в случае изменения вашего ответа.

Услышав отказ в отношении высказанного предложения, не настаивайте на немедленном пересмотре решения, что вызовет дискомфорт у собеседника, вынужденного оправдываться. Дайте ему знать, что понимаете его позицию, хоть она и не учитывает многочисленные преимущества. Предложите еще раз обдумать ваше предложение.

Когда на ваше предложение вы слышите аргументы о невозможности принять решение без согласования с руководством или из-за имеющихся правил, то, вероятно, вы сами имеете дело с моделью «мягкого» отказа. Подумайте в этом случае чем еще вы сможете заинтересовать этого собеседника.

Индивидуальные переговоры не выступают альтернативой переговорам официальным. Они дополняют друг друга, а в ряде случаев, когда речь идет о «щекотливых» вопросах, как например, соблюдение внутренних правил или культуры компании, являются предпочтительными и более эффективными для успешного достижения конечного результата.

Узнать больше о том как проводить успешные переговоры, добиваться консенсуса и убеждать собеседников в истинности своих слов, а также заблаговременно определять неискренность слов собеседника, вы сможете из материалов .

"Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения", — Антуан де Сент-Экзюпери.

Мы проводим в Москве встречи, на которых участники группы общаются необычным способом.

Вопросы и ответы

Вопрос: " Какова цель занятий?"

Ответ: " Каждый участник группы сам определяет цель, ради которой он приходит на занятия. Со временем эта цель может меняться" .

Вопрос: " Как можно описать формат встреч?"

Ответ: " Мы предлагаем на встречах новый формат общения. Считается, что новое — это зачастую хорошо забытое старое. Отчасти это справедливо и для той модели, которую мы воспроизводим в нашей группе. В безопасном пространстве общение происходит в чём-то по-детски. Мы забыли некоторые навыки и состояния, которые нам были свойственны в раннем возрасте. Например, это особенное восприятие самих себя и окружающего нас мира, безмятежная радость и простота.

Современное общество столкнулось с тем, что технические средства коммуникации, социальные сети и т.п. навязывают модель поведения, которая не естественна для людей. "Электронное" общение не в силах удовлетворить человека, но сильно увлекает. Наши встречи дают возможность лучше почувствовать себя и окружающих людей. Человек и его проявления — вот то, что нас интересует прежде всего.

Мы в группе общаемся в своём определённом формате, а не тренируем и не решаем какие-либо узко поставленные проблемы. Правда, занятия в группе могут привести к интересным открытиям и помочь в решении ряда проблем. (Просим иметь это в виду) ".

Вопрос: " Кто проводит встречи?"

Ответ: " Встречи проводят наши ведущие: Ольга Кирсанова и Михаил Нечаев.

На некоторых занятиях могут присутствовать приглашённые ведущие и консультанты" .

Вопрос: " Что на занятиях делает ведущий?"

Ответ: " Ведущий предлагает собравшимся принять участие в ряде упражнений, которые, как правило, предполагают взаимодействие между участниками занятия. Мы называем совокупность действий на занятиях словом "практика" .

Вопрос: " Что во время практики делает участник группы?"

Ответ: " Действия всецело зависят от желания посетителя. Мы рады, если в группе все участники способны активно включиться в процесс. В то же время, если участник испытывает какое-то затруднение, он может взять паузу и просто понаблюдать.

Для того, чтобы получить больше пользы от практики, рекомендуется находиться на занятии в состоянии открытости для общения. Желательно проявлять решимость и даже смелость: важно не испугаться ярких чувств и мыслей, которые могут возникнуть во время практики и не "закрыться". После завершения упражнений полезно проговорить вслух на шеринге то новое и необычное, что возникло в душе во время процесса" .

Вопрос: " Можно ли заранее узнать, какие упражнения будут предложены во время практики?"

Ответ: " Общая конструкция практики стабильна. Подбор же конкретных упражнений зависит от людей, которые собрались участвовать в процессе. Каждое занятие выстраивается отдельно, в зависимости от состояния ведущего и участников группы. Упражнения выполняются индивидуально, в паре и в группе. Мы постарались собрать лучшие из современных и традиционных практик. Надеемся, что результат этого синтеза будет полезен многим.

Шеринг является неотъемлемой частью каждой встречи" .

Вопрос: " Что такое шеринг? Как он проходит?"

Ответ: " Шеринг считается упражнением, помогающим осознать свои чувства и происходящие процессы, а также проанализировать и закрепить полученный опыт. Иногда этот процесс называют словом "проговор", так как во время него практикующий высказывается.

Шеринг — это не обычный рассказ о своём состоянии. В то время, когда один говорит, остальные присутствующие молча слушают. Обратная связь возможна тогда, когда говорящий об этом сообщает, либо задаёт свой вопрос ведущему или участникам группы. Слушателям не рекомендуется во время шеринга "помогать" говорящему, произвольно вставляя какие-либо слова, шутки и т.д. Поступая так, мы вмешиваемся без спроса в чужой процесс, отвлекаем, мешаем выражению собственных чувств и мыслей человека. Не следует низводить эту уникальную практику до уровня обычной беседы.

Говорят по очереди все, кто хотел бы высказаться. Можно попросить слово повторно, если в процессе слушания возникло такое желание. Нет необходимости участвовать в проговоре на каждом шеринге всем: иногда достаточно быть внимательным слушателем. Это тоже форма участия в процессе" .

Вопрос: " Обратная связь во время шеринга была желательна. Как рекомендуется строить свой ответ на чей-либо проговор?"

Ответ: " Например, можно сказать: "Слова (имя участника) вызвали во мне желание высказаться, пробудили такие-то чувства, в связи с услышанным возникли такие-то мысли". Избегайте при этом личностных характеристик и советов. Во время этой практики мы говорим о своих чувствах, мыслях и опыте. Если ум уклоняется от заданной "траектории", нужно сделать усилие, потом придёт опыт, и практика будет даваться легко и приносить удовольствие" .

Вопрос: " Что дополнительно можно посоветовать в связи с участием в шеринге?"

Ответ: " Не нужно обращать внимание на то, как Вы выглядите со стороны — это отвлекает от процесса. Не следует стремиться быть "позитивным", соответствовать каким-то общественным представлениям о правильном поведении и т.п. Даже если у Вас возникло, например, желание проявить свой гнев — сделайте это! Но не нужно гневаться на кого-то лично: разберитесь, какое качество или мысль пробудили это чувство… и действуйте. Если хотите проявить любовь, не стесняйтесь делать это!

После практики бывает полезно записывать наиболее запомнившиеся мысли и переживания в свой дневник или в блог" .

До встречи на практике!

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Виды общения по средствам :

  1. вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
  2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

По целям :

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
  2. социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
  1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
  2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
  3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
  4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
  5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности :

  1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
  2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
  3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
  4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

  1. деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
  2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
  3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
  4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.